ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Во второй части нашего экспериментального исследовния, посвященной выявлению особенностей мотивационно-смысловой сферы испытуемых, принимали участие 108 человек - дети, посещающие детский сад (57чел.) и УВК (51 чел.). Вес дети участвовали и в первой части нашего экспериментального исследован ия.
В результате каждый из испытуемых получил оценки по следующим показателям. НУ1 (надежда на успех по первой картинке), НУ2 (надежда на успех по второй картинке), БН1 (боязнь неудачи по первой картинкке). БН2 (боязнь неудачи по 2 картинке), НА1 (надежда на аффилиацию по третьей каргиике), НА2 (надежда на аффилиацию по четвертой картинке), COI (страх огвержения по третьей картинке), СО2 (страх отвержения но 4 картинке). Итоговые показатели вычислялись суммированием:
Первый этап включал в себя качественную обработку результатов, полученных в ходе диагностики креативности; второй -статистическую обработку данных, подразумевающую, с одной стороны, сопоставление различных выборок по показателям креативности, с другой стороны, - выявление структурных взаимосвязей между различными показателями креативности. Наконец, на третьем этапе анализа полученных результатов, проводилось сопоставление показателей креативное in и мотиващюнно-емькдовых показа! елей, выявленных во второй части эксперимента.
Объём данной статьи не позволяет нам подробно остановигься на всех моментах качественною анализа детских работ. Отметим только некоторые из них. Так, при
124
провдснии методик "Незавершённые фигуры" и •'Повторяющиеся фигуры", были выделены типичные рисунки дошкольников. В первой методике ими оказались, например, "крылья"', "волны", "очки" (первая фигура), "цегки". "рогатки'" (вторая фигура), "дорога", "радуга" (третья фигура) и т.д. Многие из них являются типичными для выборки школьников и взрослых; некоторые - типичны только для выборки дошкольников (изображения букв и цифр)- э иные - только для некоторых из подвыборок (изображения букв английского алфавита, присутствующие в рисунках детей УВК и ЦДТ, где в программу включается изучение иностранного языка), что подтверждает положение о влиянии актуального опыта на характер продуцируемых образов
Наше внимание привлекли ткже рисунки "нерелевантые", разделённые в процессе анализа на несколько групп:
1. Отсутствие содержа 1ельного изображения при достаточно развёрнутом словесном объяснении.
2. Отсутствие содержательного обьяснеяия при достаточно скудном, аморфном изображении (поянения типа "это такая штука"','" это просго так" и т.п.)
3. Содержательное, но непонятное для взрослого объяснение (ребёнок. не зная точного названия изображённою предмета, передаёт в речи основные его признаки, по которым трудно установить, о чём идёт речь).
В основе всех этих случаев, как можно заметить, лежит некоторое несоответствие между изображаемым образом и его словесном воплощением. Таким образом, речь идёт о Двух компонентах креативности: изобразительном и вербальном, а точнее, о двух видах креа швности, взаимодействующих в процессе выполнения задания. Хотя методика предназначена дня диагностики пространственной креативности, мы неизбежно вынуждены учитывать словесное пояснение ребенка к изображению - именно оно 4ает ключ к пониманию смысла ичображённого, то есть обращаться к семантическому фактору креативности. Таким °оразом. качественный анализ детских рисунков позволяет ^фиксировать следующие типы взаимодействия различных ви креативности в процессе выполнения задания:
а) шикая семантическая креативность сочетается с , пространственной; высокая семантическая креативность сочетается с
125
низкой пространственной;
в) высокая семантическая креативность сочетается с высокой пространственной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .