ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Данная картина соответсвует существующему предположению о последовательном формировании факторов общей способности к творчеству: генетически более ранним является семантический фактор, затем на его основе формируется пространственный, и в последнюю очередь -символический. Каждая новая способность, то есть новый вид обшей способности, формируется на основе ранее сформировавшихся, и её уровень определяется уровнем первичных видов (Дружинин В.П., 1998). Приведённые эмпирические данные взаимодействия различных видов креативности в работе одного испытуемого иллюстрируют это теоретическое положение. Действительно, если возвратиться к нашим экспериментальным феноменам, то первый из них является отражением ситуации, когда семантическая креативность (более ранний вид) уже достаточно сложилась, и довольно высокий ее уровень (проявляющийся в ярком рассказе) сочетается с низким уровнем пространственной креативности (подтверждающейся бедным рисунком).
Вторая группа случаев объясняется низким уровнем и семантической, и пространственной способности ( отсутствие и рассказа, и полного изображения).
Согласно теоретической модели, вряд ли возможны сочетания очень низкого уровня семантического фактора при высокоразвитом пространственном (поскольку именно последний базируется на первом, нуждаясь в хотя бы минимальном его уровне). Действительно, на практике не было зафиксировано ни одного подробного, полного, яркого, развёрнутого рисунка при отсутствии
соответствующей ему по уровню словесной интерпретации.
Анализ ответов детей при проведении методики "Усовершенствование игрушки" показал преобладание ответов, заключающих в себе попытки преобразования только внешнего вида игрушки (изменение цвета, прибавление одежды, уменьшение или увеличение отдельных деталей и т.п.), что является самой элементарной ступенью преобразования предмета (Дери Ю.. 1986). Высокий уровень преобразования - предложение подвижных, изменений -продемонстрировали 22, 1 % детей от всей выборки.

.^обыкновенный человек", только 12, 2% рисунков были отнесены к классу диалектических. Анализ общих тенденций, сраженных в детских работах, показал невысокий уровень развития диалектического мышления детей, склонность искать решение в образцах прошло! о опыта (преобладание репродуктивных рисунков), во внешних изменениях объекта (количественные рисунки), и трансформации отдельных деталей (комплексные рисунки); а также возможность преобладания семантической креативности над пространственной, выявленную и на предыдущих тгапах исследования (так как и здесь имели место рисунки с небогатым изображением обыкновенного человека и ярким рассказом, в котором и проявлялись чудесные черты изображенного существа).
Наконец, качественный анализ результатов "Нерегламентированной игры" позволил выделить основные группы сюжетов и их распределение в различных выборках, а также проследить закономерности построения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Так, были зафиксированы социально-бытовые, сказочные и военные сюжеты в играх дошкольников, причём их распределение по подвыборкам оказалось неравномерным: ниже мы приводим соответствующие данные (таблица 1).

Различные социальные условия развития в УВК и Д/С объясняют преобладание различных типов сюжетов в м°двыборках: так, художественно-эстетическая
направленность учебной программы УВК наполняет -Литературными примерами и сказочными образами не только Учебную, но и игровую деятельность детей.
Анализ показателей креативности по различным Параметрам выявил наиболее высокие баллы по параметру
127
сюжетных модификаций и наименее высокие - по параметр\, ролевог о поведения (таблица 2).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .