Различия по количеству детей, имеющих низкий уровень КТ, достоверны на высоком уровне значимости p=Q.O J между детьми из Д/С и УВК и Д/С и ЦДТ и недостоверны межДУ УВК и ЦДТ. То есть мы можем утверждать, что в нашем случае среди детей ич Д/С большее количество имеют низк^ уровень КТ, чем среди детей из УВК или ЦДТ. Между УВК и
130
цДТ такого различия на достаточном уровне значимой и не существует.
Итак, применение критерия Стъюдента и критерия Фишера позволило выявить значимые различия в уровне КТ между детьми, посещающими Д/С, и детьми, посещающими УВК и ЦДТ. Таким образом, мы можем сделать заключение 0 существовании различий в уровне креативности детей, находящихся под влиянием различных социальных условий.
Но заметим, что речь шла только о КТ - креативности, измеряемой с помощью тестовых методик. Несколько иные результаты были по]гучены в ходе определения показателей КП - поведенческой креативности, измеряемой в ходе нерегламентированной игры. В апробации методики принимали участне две выборки из трёх: дети, посещающие Д/С, и дети, посещающие УВК. Ниже представлены средние результаты по всем показателям КП и значения стандартного отклонения в каждом случае.
Как видим, в отличие от показателей КТ, по всем показателям КП - поведенческой креативности. диагностируемой в нерегламентированной сюжетно-ролевой игре, деги. посещающие Д/С. получили более высокие результаты, чем дети, посещающие УВК. Очевидно, это можно объяснить различием в условиях, созданных в этих Дошкольных образовательно-воспитательных учреждений. В Детском саду дети имеют больше свободного времени, не заполненного занятиями и посвящаемого, в основном, играм (так как речь идет о старших дошкольниках - сюжетно-Ролевым играм), что и обусловливает существование Различий в уровне игровой активности и креативности. К Стьюдента показал значимость таких различий
по одному показателю - ПКБ. По остальным Показателям" различия не достоверны. Дети в детском саду
131
проявляют большую активность в игровой деятельности, кац более привычной и освоенной, выдвигая большее, По сравнению с ровесниками из УБК, количество идей, но нельзя говорить о большей оригинальносли этих идей. Более того как мы видели при анализе сюжетов дехских игр, в УВ1( преобладают сказочные и более оригинальные сюжегы, в Д/С - боиее знакомые, традиционные Таким образом различия в социальной, образовательной ситуации порождают неодинаковые различия в показателях тестовой и поведенческой креативности.
Таким образом, говоря об уровне креативности, необходимо учитывав различия в уровнях КТ и КП - двух различно измеряемых сторон креативности. В соответствии с этим соображением, нами были выделены 4 группы детей в зависимости от соотношения у них уровней КП и КТ.
группа А ("высокий" уровень) - дети с уровнями КП и КТ не ниже среднего или хотя бы одним высоким;
1 рупиа Б ("низкий уровень") - дети с уровнями КП и КП не выше среднего или хотя бы одним низким;
группа В ("средний уровень") - дехи с двумя средними уровнями КП иКТ;
группа Г ("смешанная") - дети с одним низким и одним высоким уровнем по показателям КП иКТ
Количественно дети распределились по названным группам следующим образом (см. 1аблицу 6).
Количественное распределение детей по группам, в зависимости от уровней креативное i и КП и КТ
В УВК наибольшее количество составляют дети с "высоким" уровнем креативности по КТ и КП, в Д/С - дети с "низким" уровнем по этим параметрам Применение углового преобразования Фишера для выявления различия в распределении принадлежности к определенной группе по двум выборкам - Д/С и УВК - не выявило значимых различий ни по одной из групп, за исключением группы Г. В выборке, сформированной из детей, посей.ающих Д/С, чаще, чем в
132
8ыборке дошкольников из УВК. встречаются дети со смешанным, разноплановым уровнем креативности: относительно низким уровнем развития тестовой креативности и более высоким уровнем развития поведенческой креативности.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .