ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

При анализе различий в показателях КТ и КП, был применен критерий знаков, позволяющий оценивать направления структурных сдвигов в показателях креативности и выявлять типичность существующих сдвигов. При этом имеются ввиду не сдвиги в одних и тех же показателях, а различные показатели одних и тех же испытуемых. Так, соотношение, когда КТ превышает КП. мы условно назвали отрицательным сдвигом и обозначили как "-?' Соотношение, когда КТ меньше КП, - положительным сдвигом п обозначили ''+". Равенство показателей КП и КТ соотвектвует в данной терминологии нулевому сдвигу и обозначается как "О".
Рассмотрев количество разного рода сдвигов ('-", "+" и "О1') по выделенным нами группам А, Б, В, Г и применив критерий G - критерии знаков, мы обнаружили, чю ни в одной из групп по общей выборке типичных сдвигов нет.
Результат оказался иным, когда мы рассмотрели количество разных структурных сдвигов по двум выборкам В выборке УВК типичных, сдвигов не было обнаружено.
В выборке, состоящей из детей, посещающих Д/С, критерий G позволил обнаружить достоверное преобладание типичного ''положительного'' сдвига, соответсвующего случаю, когда КП превышает КТ. То есть у детей из Д/С чаще покашели. полученные в ходе проведения нереглаыентированной игры, оказываются выше, чем показатели этих же детей по тестовым методикам измерения креативности.
Таким образом, правомерным является вывод о различиях не только в уровнях креативности детей по разным показателям в разных выборках, но и различиях в структуре креагивносш испытуемых, принадлежащих к различным выборкам. В нашем случае эти различия касаются соотношения тестовой и поведенческой креативности Дошкольников Это подтвержает гипотезу о влиянии условии социально-образовательной среды на формирование и Проявление креативности детей В качестве гаких условий в нашем исследовании выступают содержание и организация Деятельности, а также общение со значимыми взрослыми.
133

Имеются в виду развивающие аспекты программ обучения в УВК и ЦДТ, ориентация на художественный культуролог ический компоненты в обучении и воспитании детей, насыщенность учебного процесса разноплановыми по содержанию и формам занятий, проведение занятий в различных специально оборудованных помещениях (различия в содержании и организации деятельности); а также - большое количество разных преподавателей, контактирующих с детьми в ЦДТ и УВК., что не только увеличивает круг общения ребёнка со взрослыми, но и позволяет каждому ребёнку полнее реализовать свою потребность в эмоциональном контакте со значимым взрослым, повышает шанс встречи такого взрослого и возможность успешного взаимодействия с ним (различия в возможности общения со значимыми взрослыми).
Следующий момент - выявление структурны* взаимосвязей различных показателей креативности -позволил определить достаточно любопытные в исследовательском плане закономерности. Корреляционный анализ показал, чго почти все показатели креативное [и положительно коррелируют между собой.
На основании факторного анализа (нами был использован вид факторного анализа после вращения) четко выделились три фактора креативности. Первый фактор образован показателями беглости и гибкости, с большими весами в него вошли показатель диалектическою мышления (ДМ) и показатель вербальной креативности (ВК) На наш взгляд, правомерно отнесение показателей беглости и гибкости к "интеллектуальным" показателям, как выражающим способное™ обращаться к накопленной информации и наиболее полно использовать её при выполнении задания. Поэтому Фактор 1 был назван нами интеллектуальным фактором креативности (тестовой креативности).
Второй фактор образован собс1венно креативными показателями - О (оригинальность) и У (уникальность). Это -"собственно креативный " фактор (тестовой креативности).
Третий же фактор образован показателями показателями оригинальности (ПКО) и беглости (ПКБ) поведенческой креативности. Это - "поведенческий фактор"-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .