ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

на применении валидных методик диагностики. Данные
процедуры позволяю 1 проявиться одарённости не
опосредованной фактором социальной адаптации (который,
,,™ им иипени участвует в интеграции интеллектуальных и
творческих способностей в поведении). Таким образом,
наиболее целесообразным для дамностики креативности
является комплексный подход, включающий широкий спекгр
различных методов, учитывающий различные
^агностические возможности данных методов и
позволяющий определить различные проявления разных
аспектов одаренности.
К сказанному добавим дополнительную экспериментально полученную иллюстрацию взаимосвязи интеллектуальной и креативной способносгей с фактором
136
социальной адаптации. Она заключается в еще одном замечании относительно распределения тесювых и поведенческих показателей по группам фактров:
п0Беденческий по процедуре определения мотивационный показа гель (ПКМ), измеряемый в ходе проведший игровой методики, с достаточно большим весом (0 645) вошел в первый фактор, то есть не в фактор, образованный иными поведенческими показателями креативности ПКО и ПКБ, как можно было бы ожидать, а в фактор, названный нами "интеллектуальным", образованный показателями беглости и гибкости мышления. Данный феномен укладывается в предлагаемую нами интерпретационную модель и дополняет ее Как мы уже указывали, интеллектуальные функции и показатели по своему определению теснейшим образом связаны с процессами социальной адаптации. Таким образом, более интеллектуально развитые дети, как правило, оказываются и наиболее социально адаптированными, успешными в ситуациях социального взаимодействия. Логично предположить, что именно более социально успешные в группе дети будут проявлять большую заишересованность в совместной ролевой игре, более часто, открыто и активно выражать желание играть в детской группе, с другими детьми. А показатель, обозначенный нами ПКМ. фиксировался как раз как час юта, интенсивность явно выражаемого желания участвовать в сюжетно-ролевой игре. Поэтому включение данного показателя в первый фактор оказывается вполне теоретически обоснованным с учетом создания, как уже было обозначено, си1уации взаимодействия и важности интеллектуальных неременных в данной ситуации. Иными словами, интеллектуальные способности опосредованно, через меру социальной успешности и сложившийся социальный ста iус, определяют актуализацию мотивации к совместной ролевой игре, выражаемой в количественном значении показателя ПКМ.
Гаковы некоторые результаты, которые были получены нами в ходе диагностики креативности детей старшего Дошкольного возраста.
Наконец, заключительный этап нашего исследования предполагал диагностику мотивационно-смысловых образований дошкольников и выявление взаимосвязей между особенностями мотивационно-смысловых образований и уровнем креативности детей Рассмотрим полученные Результаты.
137
В структуре мо1ив<ации достижения и мотивацИ(( аффилиации нами были выделены разнонаправленные мотивы: НУ (надежда на успех) и БН (боязнь неудачи) в структуре мотивации достиежения (МД), НА (надежда на аффилиацяю) и СО (страх отвержения) в структуре мотивации аффилиации (МА) Ниже приведены средщ!е значения по этим показателям (таблица 7). Как видим, значения ''негативных" мотивационных тенденций (БН и СО) несколько превышают значения "позитивных" (НУ и НА), однако применение метода t-теста, или критерия Стьюдента, не выявило значимых различий между ними. Не было выявлено достоверных различий и между значениями одноимённых показателей в равных выборках. Согласно этому, будем считать выборки относительно однородными по показателям мотивационно смысловой сферы, При сопоставлении между собой значений "позитивных" (НУ, НА) и "негативных" (БЫ, СО) тенденций мотивационной сферы мы получили следующие значения - в таблице 8 представлена матрица корреляций мотивационных показателей:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .