ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Распределение индивидов в пространстве двух координат (IQ и дивергентная продуктивность) удивительно напоминает распределения, полученные при исследовании связей интеш]екта и обучаемости, а также интеллекта и успешности профессиональной деятельности. Интеллект ограничивает ''сверху" уровень творческой продуктивности Наивысшие показатели по тестам дивергентного мышления показывают шздивиды с максимальными значениями 1Q. Обратное не верно.
Каким же образом совместить результаты Когана и Воллаха, а также результаты, полученные в нашей лаборатории, с теорией "высокого" интеллектуального порога? Неужели все дело в различии процедур получения данных или же степень регламентированности условий деятельности определяет "нижний" порог IQ для проявления креативности?
Приведем результаты еще одного исследования. В совместной работе автора этой статьи и Н.В.Хазратовой проверялась гипотеза о возможности формирования креативности как общей личностной диспозиции (включающей мотивационную, когнитивную и поведенческую составляющие) у детей 3-5 лет (Дружинин В.Н., Хазратова HB.J994) В ходе исследования выявлены две важные закономерности: 1) нелинейный характер изменения креативности в ходе исследования и 2) последовательность формирования компонентов
креативности - от мотивационых к когнитивным и поведенческим.
Если креативная продуктивность испытуемых детей в ходе формирующего эксперимента превышала некоторый (всегда индивидуально определенный) уровень, то у них начинали проявляться признаки дезадаптивного, неврозоподобного поведения (росла тревожность, капризность, агрессивность, эмоциональная сензитивность и
14
т.д.) Эти признаки напоминают особенности поведения детей с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью, как их описывают М.Воллах и Н.Котан. Следовательно, можно объяснить этот эффею превышением уровня креативности индивидуального уровня "интеллектуального порога", который определяет успешность адаптации. К концу формирующего эксперимента у большинства детей уровень креативности был выше, чем в начале, но меньше, чем в середине исследования, то есть достиг некоторого индивидуального оптимума.
Хотя методика диагностики креативности в наыгей работе отличалась от тестов креативности Торранса и Гилфорда и состояла в фиксации проявлений творческого поведения детей при спонтанной ситуативной игре, но результаты ее можно объяснить с помощью той же модели "интеллектуального порога". Базовым условием формирования креативности и ее проявления в повседневной жизни является формирование у индивида творческой мотивации. По нашим данным оптимальным периодом ее формирования является возраст от 3,5 до 4 лет
Итак, можно заключить, что творческая активность детерминируется творческой (вн>тренней)мотивацией, проявляется в особых (нерегламентированных) условиях жизнедеятельности, но "верхним" ограничителем уровня ее проявления служит уровень общего ("текучего", по Р.Кэтгагу) интеллекта Аналогично существует и "нижний" ограничитель: минимальный уровень интеллекта, до достижения которого творческость не проявляется.
Условно отношение между творческой
продуктивностью и интеллектом можно свести к неравенству вида: IQ "деятельности" < Cr < IQ "индивида" Если исходить из этого отношения, то речь не может идти об "интеллектуальном пороге". Интеллект индивида выступает в качестве "верхнего ограничителя", потолка потенциальных творческих достижений. Использует или нет индивид отведенные ему природой возможности зависит от его мотивации, компетентности в той сфере творчества, которую он для себя избрал, и, разумеется, о г тех внешних условий, которые предоставляет ему общество. Нижний "интеллектуальный порог" определяется "регламентированностью" сферы, в которой индивид проявляет свою творческую активность. 15 "Одномерная модель " Попытаюсь сделать обобщение приведенных выше результатов. Уточним еще раз основные понятия:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .