ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Взаимосвязь между способностью действовать в уме и особенностями развития речи
Настоящая публикация посвящена проблеме взаимосвязи между уровнем развития у ребенка способности действовать "в уме" (СДУ) и особенностями развития речи. Это исследование является частью более широкого исследования, направленного на изучение факторов, оказывающих влияние на развитие этой способности (Галкина Т.В., Хайкина М,В.. 1998).
Отправным пункгом нашего исследования послужила теория Я.А.Пономарева (1976). согласно которой СДУ является фундаментальной специфической составляющей человеческой психики, важнейшим показателем умственного развития, центральным эвеном психологического механизма его поведения Она необходима для успешного выполнения практически любой деятельности, для осуществления произвольной регуляции поведения, так как лежит в основе таких важнейших составляющих, как прогнозирование, целеобразованне, целеполагание, преобразование объекта деятельности в соответствии с замыслом, разработка целенаправленных и целесообразных способов достижения цели, их оптимизация и т п.
Исследования Я.А.Пономарева (1967, 1976) продемонстрировали большие индивидуальные различия в возможностях действовать во внутреннем плане у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,
148
1о различных этапов развития СДУ. На одном
полюсе оказались дети, системы действий которых полностью оПрсделялись непосредственно выступающей "логикой внешней ситуации". Они действовали исключи;ельно во внешнем плане, не могли подчинить свои действия задаче, выраженной в словесной форме, поэтому справлялись лишь с простейшими задачами. На другом полюсе расположились дети, анализирующие структуру задачи, строящие план ее решения и действующие затем в соответствии с ним. Данные полюса представляют собой лишь конечные звенья единой цепи индивидуальных различий в уровне развития СДУ. Было принято, что звенья этой цепи и есть отдельные этапы развития этой способности. Исхода из различных способностей испытуемых производить действия "в уме", было выявлено пять таких этапов, каждый из которых достаточно резко отличается один от другого и, в то же время, пластично связан с соседним.
На первом этапе ребенок не может действовать во внутреннем плане и подчинять свои действия задаче, выраженной словесно, хотя он и способен манипулировать находящимися перед ним вещами. На втором - словесно поставленная задача можег быть решена, но лишь ну:ем манипуляций окружающими вещами. На третьем - ребенок способен манипулировать представлениями вещей, но ему еще не удается в достаточной мере подчинять эти манипуляции требованиям словесно поставленной задачи и удерживать ее во внутреннем плане. На четвертом - гакое подчинение оказывается возможным, при этом задача решается методом проб и ошибок, в результате которых ребенок приходит к решению, которое он кладет в основу плана повторных действий; реализуя этот план, он строго соотносит каждое действие с условиями задачи. На пятом -Данная способность достигает полного развития; испытуемый анализирует внутреннюю структуру задачи и строит на °№ове этого план ее решения, которому затем подчиняет все свои последующие действия (Пономарев Я. А., 1983).
Как мы указывали выше, от уровня развития СДУ у
Ребенка зависит успешность осуществления им самых
Различных видов деятельное, и. Поэтому перед
Исследователями этой общей способности встает проблема
3У"*ения факторов, оказывающих влияние на ее развитие. В
Сйходогической литературе упоминаются различные
Факторы, оказывающие влияние на развитие СДУ
149

music.kulichki.net

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .