ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

С другой стороны, на более поздних этапах все большее значение приобретает обратное влияние, т.е. уровень сформированное!и умственных действий начинает влиять на развитие речи. Согласно "коммуникативной модели", предложенной Т.Н.Ушаковой (1986), основным элементом речевого общения является иерархически организованное внутриречевое звено, где оформляется семантика и языковая реализация высказывания. Доказано, что программирование речевого высказывания осуществляется во внутреннем плане. Поэтому, по нашему мнению, дошкольники с низким уровнем развития СДУ, даже имея достаточный для их возраста словарный запас, будут испытывать затруднения при подборе слов и построении фраз, так как не смогут в достаточной степени осуществлять внутреннее программирование и Планирование речевого высказывания. В то же время дети со сРедним или высоким уровнем развития СДУ будут иметь
151
большие возможности при построении программы речевого высказывания, что позволит им успешнее справляться с речевыми заданиями.
Итак, основная гипотеза нашего исследования состоит в том, что между этапом развития СДУ и особенностями развития речи существует взаимосвязь, которая проявляется в различиях определенных параметров развития речи у детей, достигших различных этапов развития СДУ. Характер этой взаимосвязи определяется особенностями развития навыков пространственной ориентации и способности планировать и прО1раммировать свою деятельность во внутреннем плане.
Методика исследования
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эксперимет.алыюе исследование, которое состояло из двух блоков.
1 Диагностика этапа развитии СДУ у каждого испытуемого
Существует несколько возможных варианюв методик диагностики уровня развития СДУ. В настоящем исследовании использовалась одна из этих методик - "Игра в классики" (Пономарев Я.А, 1967), позволяющая диагностировать пять этапов развития этой способности. Первоначально инстр>кция в данной меюдике бьша создана с целью диашостики СДУ у младших школьников. Дети дошкольного возраста воспринимают ее с трудом Поэтому мы несколько изменили форму ее предъявления, сделав более занимательной и игровой
Суть методики заключается в следующем. В начале опыта ребенка просят рассказать, играл ли он когда-нибудь в шахматы, и если да, то знает ли, как ходит "конь". Прослушав его рассказ, ему показывают лист бумаги, на котором нарисован квадрат, разбитый на девять одинаковых клеток
Затем ребенку дают примерно такую инструкцию "По этим клеточкам будет прыгать сказочный конь. Ты можешь придумать его сам. Он будет прьп ать также, как в шахматах, то есть через две клекючки - на третью, "буквой Г". Вставать на среднюю, заштрихованную клетку конь не может, потому, что там болото Однако, так как наш копь необыкновенный, то для того, чтобы ему было интереснее прыгать, ой придумал название каждой клеточке Внизу шшешы буквы: А, Б, В; слева - цифры: 1, 2, 3 С помощью этих букв и цифр
152

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .