ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

копь и называет все клеточки, например А1, А2, A3, Б1 и т.д. (ребенок тренируется в правильном назывании всех клеточек л если ему это удалось не только глядя на листок, но и без нею, "в Уме"> то игра продолжаегея), Представь себе, что конь стоит на клетке А1. Подумай, куда попадет конь, если он прыгнет с нее по шахматным правилам? (Если необходимо, ребенку повторяют, какие именно правила существуют в щахматах для коня, и затем дают ему возможность потренироваться в прыжках но и против часовой стрелки до тех пор, пока не станет ясно, может ли ребенок самостоятельно справиться с этой задачей. Если он правильно выполняет все условия, то лист с квадратом убирается и ребенку предлагают решить ту же задачу "в уме". Если ребенок осваивает и эту задачу, лист с планом ему возврашаю 1 и рассказывают о новых правилах игры). Твой конь прекрасно научился прыгать "буквой Г". Однако ему показалось, что так прыгать не очень интересно. Тогда он решил научиться делать сразу два хода за один прыжок (ребенку на конкретных примерах обьясняюг, как решаются задачи в два хода, то есхь когда необходимо попасть, например, с A3 на ВЗ или с БЗ на В2 и т.д.). Теперь я буду тебе говорить, на какой клетке стоит конь, а ты мне скажешь, куда он попадет через два хода. Или я тебе скажу на какой клетке был конь и куда попал через два хода, а ты мне скажешь, через какую клетку он прыгал. (Если ребенок хорошо справляется с этой задачей, глядя на чертеж, то через некоторое время ему предлагают сделать то же самое, но "в уме", без чертежа).
На этом инструкция, как правило, заканчивалась, так как для большинства детей решение этой задачи "в уме" представляло значительные затруднения. Однако, если ребенок легко решал задачу в два хода, ему предлагалась трехходовка", В дальнейшем усложнении инструкции так, как это описано у Я.А.Пономарева (1967), не было «еобходимости, так как с задачами в три хода не мог сггравигься ни один из наших испытуемых.
Й:ак, диагностику этапа рачвития СДУ испытуемые Рассматривали как игру, в ходе которой они должны были НаУчитъ воображаемого коня прыгать по клеточкам в соответствии с определенными правилами. Еаш ребенок не СГ1Равлялся с предложенной задачей, то ошибка "Риписывалась не ему, а коню. Такое отношение детей к Нн°й методике позволило снять ту напряженное гь,
153
скованность и отрицательные эмоции, которые возникают в случае неуспеха, если дети считают, что изучаются цх умственные способности. Мы также несколько изменили буквенные обозначения клеток в данной методике: в то^ варианте, который был предложен Я.А,Пономаревым (1967) использованы латинские буквы для обозначения клеток на игровом поде (А, В, С), мы же использовали для зтогс русские буквы (А, Б, В), так как они воспринимаются дошкольниками более естественно.
Перейдем к рассмотрению процедуры диагностики этапов развития СДУ. Она осуществлялась на основе критериев, разработанных Я.А.Пономаревым (1967). В связи с тем, что испытуемые в возрасте от 5 до 6,5 лет распределяются между I и III этапами развития СДУ, мы не ограничились делением на три этапа и разработали более дробную классификацию, согласно которой можно выделить начало, середину и конец I и II этапа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .