С каждым испытуемым опыт проводился в следующем порядке. Ребенку предлагался листок с рисунком девяти клеток и давалась нотация. После того, как испытуемый ее усваивал, листок с рисунком убирали и ребенка просили рассказать о расположении клеток, не глядя на чертеж. Дети, которые не справлялись с этой задачей, были отнесены к началу I этапа. Если ребенок выполнял это задание, ем^ возвращали листок с рисунком и объясняли, как делать "ход конем" на бумаге. Детгг, находящиеся на середине I этапа, могли заучить нотацию, рассказать о расположении клеток, не глядя на чертеж, и усвойгь "ход конем" на бумаге, но отвечали медленно и делали при этом ошибки. Для уточнения диагноза каждому ребенку предлйгалось несколько аналогичных задач. Для конца ! этапа свойственны первые попытки решения одноходовок в уме.
Испытуемые, достигшие начала II этапа развития СДУ* быстро усваивали "ход конем" "в уме" и делали его без ошибок. Но при этом они испытывали большие трудности при решении ''двухходовок" на бумаге. Испытуемые не могли запомнить исходных условий, им было трудно построить "план" действий даже на бумаге. Для середины II этанз характерно умение решать задачи в два хода на бумаге (при освоенных предыдущих действиях) и репродуцировать "Е уме" только что решенные на бумаге "двухходовки". о
на этом этапе испытуемые не могли воспроизвести ''в найденное на бумаге решение через некоторый и
154
времени. Конец II этапа был диагностирован у тех детей, которые, хотя и с ошибками, могли решать задачи в два хода '•в уме".
Наконец, III этап развития СДУ диагностировался у испытуемых, которые без ошибок решали "двухходовки"' в "уме".
IV и V этапы развития СДУ не были диагностированы ни у одного из испытуемых.
2. Изучение особенностей развития речи.
Использован блок "Язык" (возраст 5 — 6 лет) из методики "Портрсдж" (Bluma S., Shearer M., Frohraan A., Hilliard J., 1976), который был нами переведен и адаптирован для данного исследования в соответствии с показателями развития речи русскоязычного ребенка, принятыми в логопедии (см. напр.. Большакова С.Е., 1995). Эта методика является комплексной и позволяет изучать различные особенности развития речи ребенка: временные, пространственные и математические представления, связную речь, состояние словаря, грамматический строй речи, а также общую осведомленность ребенка. Некоторые задания составлены 1аким образом, что позволяют одновременно изучать различные аспекты речи ребенка. Так. например, задание № 8 позволяет оиенить общее развитие ребенка, его словарный запас, связность речи, грамматический строй речи, состояние словаря а т.д. В ходе обследования уровень развития речи ребенка 5 - 6 лет оценивался в соответствии со следующими показателями:
1. Может показать немного, много, несколько.
2. Называет свой адрес,
3. Может указать больше всего, меньше всего, немного.
4. Употребляет простые шутки.
5. Рассказывает о своем повседневном опыте.
6. Описывает местонахождение или движение прочь, из, по направлению, над.
7. Дает разверну! ый ответ на вопрос "Почему?"
8.Складывает картинки в определенной
последовательности и рассказывает по ним истории из 3-5 частей.
9. Определяет значение слов.
10 Может сказать слово, противоположное заданному.
11- Отвечае: на вопрос: "Что случится, если... (ты Уронишь яйцо?)"
155
12. Использует значения вчера и сегодня. 13 Употребляет существительные множественного числа в родительном .падеже.
14. Употребляет предлоги: в, из, на, с, за, из-за, под. из-под, над, между.
15. Согласовывает прилагательное с существительным.
16. Согласовывает числительные с существительными.
17. Употребляет уменьшительно-ласкательную форму существительных.
18. Правильно использует падежные окончания.
дополнительно по теме здесь
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .