ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

представления. Как правило, эти испытуемые плохо справлялись с теми заданиями, которые предполагали наличие этапа предварительной ориентировки и осмысления "в уме" способов их выполнения. Речь детей, имеющих средний уровень развития СДУ (середина I, конец I, начало II этапа), в целом можно охарактеризовать как соответствующую возрасту, развернутую, отличающуюся хорошим словарным запасом, но иногда недостаточно грамматически правильную и связную (в тех случаях, когда испытуемые имели средний уровень развития речи). У испытуемых, достигших высокого уровня развития СДУ (середина П. конец II, III этап), речь фактически напоминает речь интеллектуально развитого взрослого.
В наибольшей степени зависимость между уровнем развития СДУ и развитием речи обнаруживается в области развития некоторых сторон грамматического строя речи, способности связно строить высказывание, адекватно подбирать слова и правильно описывать пространственные отношения между предметами. Данные особенности развития речи обусловлены разным уровнем сформированвости способности планировав, прогнозировать свои действия и находи 1ь наиболее адекватные способы достижения цели, а также различным уровнем развития навыков пространственной ориентации у детей с низким и высоким Уровнем развития СДУ. Дети с высоким уровнем развития СДУ имеют большие возможности при построении программы речевого высказывания во внутреннем плане, и у них значительно выше уровень развития навыков пространственной ориентации. Это и позволяет им успешнее, чем детям с задержкой развития СДУ, справляться с Речевыми заданиями.
Итак, результаты сравнительного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Среди детей 5 - 6,5 лет была обнаружена иная картина СДУ, чем в младшем школьном возрасте. Среди
163
наших испытуемых были только дети с тремя (I - III) этапами диагностируемой способности, тогда как в младшем школьном возрасте разброс индивидуальных различий в уровне развития СДУ был шире: от I до V этапов.
2. В возрасте 5 - 6,5 лет большинство детей достигают середины I, конца 1 и начала II этапов развития СДУ, Всесторонний анализ особенностей развития детей, у которых было диагностировано начало I этапа развития данной способности, показал, что эти особенности свидетельствуют об отклонении от нормы, о задержке развития СДУ.
3. Уровень развития СДУ взаимосвязан с уровнем развития речи: чем выше этап, тем больше случаев успешного выполнения заданий на развитие речи. Характер взаимосвязи определяется особенностями развития навыков пространственной ориентации и способности планировать и программировать свою деятельность во внутреннем плане.
4. Существует взаимосвязь между уровнем развития СДУ и некоторыми особенностями развития речи. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в повышении уровня развития грамматического строя речи, способности связно строиib высказывание, адекватно подбирать слова и описывать пространственные отношения между предметами у детей, достигших высокого уровня развития СДУ.
Результаты, полученные в ходе данного исследования и вывод о взаимосвязи речевого развития и СДУ позволяют нам наметить некоторые пути развития способности действовать во внутреннем плане у детей дои.кольно1 о возраста. Программа занятий должна включать следующие основные направления:
развитие речи как средства мыслительной деятельности;
развитие способности планировать и программировагь свое речевое высказывание во внутреннем плане;
- развитие навыков ориентации в пространстве и пространственного воображения.
Реализации этих задач могут способствовать различные задания, многие из которых содержатся в работах Л.А.Венгера (1994), Е.В.Заики (1994). А.З.Зака (1996), А.С.Симановского (1997) и других авторов.
164
Литература.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .