Результаты исследования, проведенного Т. Амбайль и др. (Ambaile T.M.. 1983), показали, что люди осуществляют творческую деятельность при условии, что они любят то, чем занимаются, и поглощены работой, не думая о возможном вознаграждении. Р. Милгрэм (Milgram R.M., 1989) определяет творческую активность как свободную вчутреннемотисированную деятельность, осуществляемую Детьми для собственного удовольствия по собственному выбору, а не для того, чтобы получить отметку или вьтолнить школьные требования. Таким образом, речь идет 0 творческой мотивации, связанной с потребностью самовыражения, г. е. внутренним побудительным мотивом, ориентированным на решение задачи, имеющей в этом случае личностный смысл.
Процесс выполнения навязанною "творческого" задания, как правило, не становится личностно-значимым. Он обычно связан с мотивацией достижения (Получение высокой отметки) и/или социального одобрения
167
(похвала учителя), следовательно, не способствует формированию творческой личности, не приводит к созданию оригинальных творческих продуктов, в которых отражаются интересы ребенка, воплощается его уникальный шздивидуадьный опыт. Это объясняется тем, что на основе функционального, анти-субъектного подхода, психика ребенка рассматривается как совокупность отдельных психических функций, т. е. учитель в процессе обучения пытается развивать его интеллектуальные, мнемические способности и т. д., в тон числе и творческие, упуская из виду саму личность ребенка как целостного, свободного субъекта, уделяя не- достаточно внимания формированию у школьников познавательной потребности и активной жизненной позиции созидателя, творческой личности. По мнению В.Н.Дружинина, разнообразные методики развития креативности, предполагающие локальное воздействие: например, различные сборники нестандартных (творческих) чадач обычно стимулируют усвоение субъектом некоторой новой технологии решения...испытуемые привычным для них способом адаптируются к требованиям
экспериментатора и демонстрируют требуемый способ дейс1вия (и тогда их поведение вновь является, скорее, воспроизводящим, чем творческим) (Дружинин В.Н., 1995), а ведь творческий процесс начинается с самостоятельной постановки личкостно-зиачимой проблемы и ее креативного решения, обусловленного уникальным индивидуальным опытом творца.
Современная психологическая наука, изучающая такие сверхсложные феномены как высшие, творческие проявления личности, все больше склоняется в сторону гуманистического, целостного подхода к человеку. Это обусловлено следующими методологическими тенденциями (Варламова Е.П.. 1998)-
1. От типичного к уникальному - изучение не только типичных, общих закономерностей, но и выявление неповторимых, уникальных возможностей человека.
2. От актуального к потенциальному переход от исследования того, что уже существует в реальной жизни человека к раскрытию уникального внутреннего потенциала,
3. От элементариша к целостности - переход от изучения отдельных элементов и функций психики к исследованию целостной психики.
4. От детерминизма к индетерминизму - ог описания
168
внешних и внутренних детерминант развития психики чеПОвека к выявлению возможностей его
самодетерминации и самоопределения.
5. Oi низшего к высшему интерес исследователей к элементарным феноменам психики переключается на ^ножные, экзистенциальные проблемы: творческие, нравственные, духовные проявления личности.
6. От закрытости к открытости психика не считается относи!едьно закрытой системой, а рассматривается как открытая система.
7. От однозначности к полифоничности - уход от однозначности в понимании человека, подчеркивание его многомерности, полифоничности.
8. От равновесия к взрыву переход от гомеопатической модели развития человека к творческо-пассионарной.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .