ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

9. Oi конечности к бессмертию от позиции единичности и конечности человеческого бытия к признанию возможности социокульч урн01 о бессмертия.
Релексивно-гуманистическая психология сотворчеава. одно из новых направлений современной отечественной психоло1ии, учитывая данные меюдологические тенденции, выдвигает следующие принципы; уникальности,
парадоксальности, открыюсги, избыточности ( Степанов С.Ю.. Кремер Е.З., 1995).
Принцип уникальности позволяет неповторимость человека не только по окружающему миру, но и к самому себе, находящемуся в процессе постоянного саморазвития. Принцип
парадоксальное! и постулирует многомерность и многомирноегь человека, его возможность одновременно развивать в себе противоречивые, непредсказуемые и разнообразные психологические миры. Принцип открьпости утверждает психологическую безграничность, бесконечность и незавершенность человека в
Разнообразных социокультурных пространствах, его
возможность не только реализовать свой неповторимый творческий потенциал, но и наращивать его в любом в°зраете. Принцип избыточности выделяет принципиальное Превосходство жизненных ресурсов человека над фебованиями его актуальной жизненной ситуации, что является основой безграничности его саморазвития
рассматривать отношению к
(Bai
Рламова Е.П.. Степанов С.Ю., 1998).
169
Данные принципы отражают понимание человек как свободного и активного творца своей судьбы Ч1-о сближает их с методологическим принципом субъекта, его деятельности и общения.
В последнее время ученые - специалисты в области психологии образования все более отчетливо осочнают необходимость использования субъект-субъектное
парадигмы, реализуемой в рамках субъектно.
деятельностного подхода. сюронники которого подчеркивают ценность и целостноегь, уникальность ответственность, самостоятельность, свободу выбора и активность личности как, субъекта деятельности и общения Этот подход разработан в трудах С.Л.Рубинштейна, он развивается сегодня его учениками и последователями А В Брушлинским П969, 1997) К А Абульхановой (1973), Л.И.Анцыферовой (1969) и др
"Гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося . . продуктом (т. е только объектом) развития общества" (Брушлинский А.В., 1997, с 40). Б рамках данного подхода признается, что не только общество влияет на человека, но и сам человек, являясь его членом, воздействует на него, т е. выступает активным и свободным субъектом. Таким образом, утверждается абсолютная ценность человека как личности. "Каждый человек в силу своей уникальности, неповторимости, незаменимости участвуе! в развитии культуры и всего общества Это проявляется в то\г, что мышление любого индивида является хотя бы в минимальной степени творческим, продуктивным, самостоятельным, т. е оно соотносимо с данным конкретным субъектом" (там же) Данные положения представляются очень важными для педагогики. Обучаемые с этих позиций рассматриваются как свободные, деятельные еубьекты, обладающие творческими возможностями, которые учитель помогает раскрыть и развить в процессе творческого взаимодействия. По мнению А В Брушлинского, " .подлинное воспитание представляет собой сотворчество (освоение и созидание) духовных ценностей в ходе совместной деятельности субъектов - воспитателей и воспитуемых" (там же, с. 43).
Современная философия и психология р прежде всего ставит перед педагогикой задачу - найти
170
ответ на вопрос, как реализовать субъект-субъектную парадигму в реальной практике обучения.

Нашел веб-сайт отборных новостей в мире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .