В Я.Ляудис предлагает ставить акцент на социальное взаимодействие взрослою и ребенка, где последний отнюдь не является пассивным объектом; создавать ситуации их совместной продуктивной и творческой деятельности. В проведенных ею исследованиях "ребенок в пространстве значимых жизненных ситуаций направлялся взрослым к актуализации собственного опыта и в свою очередь оказывал регулируготдее влияние на взрослого, изменяя меру его активной помощи, приходя к самоопределению результата деятельности" (Ляудис В.Я., 1997, с. 9). Ляудис приходит к выводу, что "осваиваемая деятельность при таком типе взаимодействия ...приобретет продуктивный характер Сам процесс получения
результата из взаимопобуждаемого в конечном счете становится самопобуждаемым, саморегулируемым, вбирая в себя позитивный потенциал межличностных отношений в ходе сотрудничества ребенка со взрослым. Мотивационно-смысловос поле деятельности в этих условиях расширялось, процесс усвоения обогащался новыми мотивами и смыслами, побуждая ребенка ее совершенствовать" ( гам же, с. 9-10).
В Д.Шадриков гакже считает важнейшей проблемой педагогики - мотивацию учения. Необходимо, чтобы оно стало личностно-значимым для детей, тогда
"...действительно можно будет реализовать идею ученик -субъект дея.ельности, так как при личностно-значимом учении, связанном с личностно-значимым содержанием, объясняющим бытие самого ученика, последний не может не быть активным. Потеряв связь с интересами ребенка, поставив задачу ввести его в мир абстрактного научного знания, педагогика стала худосочной и бессильной. Вернуться к интересам ребенка - это значит дать жизнь его ненасытному аппетит)' познания, разбудить его способности, открыть путь к проявлению таланта и гениальности в каждом" (Шадриков В.Д., 1994. с. 150).
Такие условия мы попытались создать в ходе Нашего экспериментального исследования креахивности (общей творческой способности) младших школьников в Реальной жизненной ситуации (учебной деятельности), опираясь на субъектно-деятельностный подход
На уроках французского языка создавались ситуации
171
творческого взаимодействия взрослого и ребенка: учитель демонстрировал образцы креативного поведения устанавливал тесный эмоциональный контакг с испытуемыми (дети в возрасте 8-9 лет), предоставлял км свободу выбора творческого задания, показывал
заинтересованность в любых проявлениях их творческой активности, поощряя самостоятельную творческую деятельность, проявлял уважение к личности ребенка.
Б ходе эксперимента дети сами придумывыли себе 1ворческое задание и выбирали форму и способы воплощения своего замысла литературные (рассказ, стихотворение, шутка), художественные (рисунок, на основе которого пишется рассказ, стихотворение, рисунок-загадка, иллюстрации к литературным сочинениям), пластические (загадка-пантомима), графические (кроссворды, ребусы, шарады), музыкальные (сочинение мелодии), дизайнерско-кулинаркые (придумывание новых блюд и их оформление) и др
Особая роль в создании творческой атмосферы в классе отводилась экспериментатору. Он демонстрировал детям образцы креативного поведения, стремясь пробудить их творческую активность. Некоторые ученые подчеркивают необходимость и важность примеров для подражания, считая их самым мощным отдельно взятым способом развития креативности. "Творческие способности развиваются не тогда, когда учителя или родители говорят своим детям о необходимости их развития, а югда, когда учителя или родители показывают им, как надо поступать" (Стернберг Р., Григоренко Е., 1997, с. 200).
Купить двигатель тмз.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .