ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

В нашем исследовании под образцом креативного поведения понимался, во-первых, сам процесс создания творческого продукта (возможны творческие проявления в любой области, доступной для понимания и творческой деятельности ребенка, например: в присутствии учеников учитель рисует что-либо, одновременно с учениками сочиняет рассказ, затем читает его детям, импровизирует в ходе занятия, помогая детям включиться в творческий процесс). Приведем выдержку in протоколов экспериментального исследования.
"Учитель начинает рисовать что-либо и спрашивает у ребенка (испытуемого С): "Как ты думаешь, что это такое? Ученик отвечает: "Это, наверное, будет птица." Учитель продолжает: "Какая именно, может бьиь, волшебная? Как гы
172
ее назовешь? Куда она петит и зачем? Наверное, хочешь дорисовать ее и придумать историю о ее путешествии и приключениях?". Ученик: "Сейчас придумаю. Эю Ибука". (Слово Ибука - неологизм, придуманный исиытуемым С, он образован от фр. hibou - сова).
Дети, как правило, принимают такое задание как личяоетно-значимое, интересное, ненавязанное. У них возникает творческая мотивация.
Во-вторых, образец креативности был представлен как результат креашвного поведения - творческий продукт, созданный учителем: а/ в классе (например, каламбур, оригинальное сравнение, новая идея, спотанная фантазия, рисунок и т п.); или б/ вне школьной сшуации (стихотворение, рассказ, оригинально оформленное кулинарное изделие: юрт, бутерброд, новая развивающая игра и т.д.. предъявляемые детям на занятиях). В ттом случае учитель говорил ученикам (выдержка из протоколов экспериментального исследования):
"Придумайте тоже что-нибудь интересное, то, что вам нравится: игру, загадку или кроссворд и т. п. по изучаемой теме, например, "Домашние и дикие животные", а в конце занятия мы будем играть в ваши игры, разгадывать кроссворды и загадки".
Если ребенок абсолютно равнодушен к теме "Животные", а , например, любит конструировать машины, можно предложить ему создать игру "Как домашние животные, которые учатся в старших классах, будут ездить в школу на машинах" (придумать для каждого животного, подходящую машину).
Рсз>лыаш экспериментального исследования показали, что дети с большим интересом относятся к такого рода заданиям и демонстрирую!- высокий уровень креативности (Ожигапова Г.В., 1995). Важную роль в процессе развития их креативности играет творчество знакомого им человека -Учителя, который к тому же является значимым для них Дицом, Дети стараются подражать его творческому п°Ведению. Приведем пример воздействия образца Креативности взрослого на ребенка (выдержка из протоколов экспериментальною исследования).
"Учитель дома сочинил стихотворение и прочитал его в классе, предлагая ученикам сочинить рассказ или ^хо^ворение с участием волшебной флейты. Дети 1°воря1. "Мы не сможем сочинить такое стихотворение,
173
как у вас". Учитель: "А зачем сочинять такое же? Зачем два одинаковых стихотворения? Это неишересно Сочините свое, какое вам захочется, или рассказ, или придумайте игру. Можете сначала нарисовать то, что вы будете описывать "
Образец креативности экспериментатора (учитель)
Волшебная флейта
Сияющая флейта - подруга дня,
Золотистым штосом увлекла меня.
Колдовская музыка манит в глубь реки -
Вечер распустившийся шепчет мне: "Беги!"
Вот сгустились сумерки
И настала ночь. От певуньи гибельной
Убежал я прочь.
Поутру разбуженный солнечным лучом
Я к колдунье суженой полетел с мечом.
Пение волшебное жажду изрубить.
Но без этой музыки не могу я жить.
Креативный ответ испытуемой Л, (9 лег)
Гимн свету
Ласковое солнце
Глянуло в оконце.
Засияло все вокруг -
Сказкой залился весь луг.
Все цвегы вдруг засверкали
И на флейтах заиграли. Этот миг был так чудесен -Мир купался в море песен.
Очевидны эффективность формирования
креативности в процессе общения с живой творческой личностью и преимущество такого подхода перед методами развития творческих способностей

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .