ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Наиболее высокий уровень обобщения и интеграции психолого-педагогической информации по проблеме деятельности представлен в теории системогенеза Деятельности В.Д.Шадрикова (1990,1996). Центральным положением этой теории является тезис о том, "что структура учебной деятельности близка структуре предметной профессиональной деятельности и поэтому общие закономерности системогенеза деятельности могут быть распространены и на учебную деятельность" (Шадриков В.Д., ^еромошкина Л.В., 1990, с.178). Этот основополагающий тезис открывает широкие перспективы для изучения Психологических особенностей, специфики и механизмов Учебной деятельности младших школьников.
Прежде всего речь иде. о возможностях широкого '"."пользования понятийного аппарата общепсихологической ТеоРИи деятельности для выделения и исследования пРеДметных и структурных компонентов учебной
177
деятельности. В общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева в качестве одной из структурно-понятийных единиц анализа предметной деятельности, ее важного (но не единственного) компонента выделены
"действия",подчинышые конкретным целям и
осуществляемые в определенных условиях (Леонтьев А.Н 1975). С.Л.Рубинштейн также использовал "действие" как единицу деятельности (Рубинштейн С.Л., 1989). Б.Ф.Ломов отмечал, что "деятельность реализуется в конкретных действиях,посредстаом которых осуществляется
преобразование ее предмета в продукт" (Ломов Б.Ф., 1384, с.225). ( Как известно, в учебной деятельности предметом является сам процесс этого преобразования).
В литературе выделены и описаны разные виды действий, с помощью которых осуществляются разные деятельности. Обобщая картину многообразия исторически развивающихся действий, Б.Ф Ломов указывает на необходимость различения разных действий и выделяет действия, чаше всего используемые в психо-ioi ическом анализе деятельности' действия внешние и внутренние, актуальные и потенциальные действия с реальными (материальными) предметами и действия с предметами идеальными (зафиксированными в знаковых системах), перцептивные, мнемические.умственные и др. (Ломов Б.Ф., 1984).
Перцептивные действия наиболее подробно изучены в исследованиях В.П.Зинченко (1967) , А В.Запорожец и др. (1967). мнемические действия - в исследованиях А.Н.Леонтьева (1931, 1975), П.И Зинченко (1939), А.А.Смирнова (1966), В.Д.Шадрикова (1980, 1990, 1996) и др.
В исследованиях С.Л.Рубинштейна (1958,1989), А.Н.Леонтьева (1931,1975), А.В.Брушлинского (1979). И.А Меичинской (1966), О.К.Тихомирова (1984) и др. показано, что мыслительная деятельность осуществляется с помощью интеллектуальных операций (действий), таких как анализ и синтез, классификация и сериация, сравнение, абстрагирование и обобщение, кодирование и перекодирование, ориентировка и др.
В формировании психологической системы учебной деятельности,раскры-вающей сущность научения (Шадриков В.Д., Серомошкина Л.В., 1990), принимают участие » единстве разные дейсшия, с помощью которых решаются разного рода учебные задачи предметно-практического и
178
абстрактно-логического характера. Виды действий, выполняемых детьми с учебным материалом, разнообразны (Богоявленская Д.Б., Менчинская Н.А., 1959; Игельсон Л.Б.. 1972).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .