ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Сложный характер учебной деятельности порождает множество критериев выделения действий в ее структуре Некоторые критерии выделения действий в структуре учебной деятельности в связи с развитием творческого мьш.ления у младших школьников обобщаю!ся (Телегина Э.В., Гагай В.В.,1986) в связи с решением учебных задач (Давыдов В.В., 1972, 1978.), в связи с умственным развитием детей (Шадрикоа В.Д,, 1980). В этих работах одним из критериев выделения действий в структуре учебной деятельности называется характер познавательной активности, осущес1вляемой при их выполнении. По характеру познавательной активности детей в процессе обучения выделяется самостоятельный класс действий -познавательные действия, основными из которых являются перцептивные, мнемические, интеллектуальные
(аналитические.сравнительные.обобщающие).
При выполнении учебных задач в структуре учебной деятельности актуализируегея спектр различных действий, которые можно описать через синтез познавательных действий и их специфику. Здесь открывается путь к формированию учебных действий в структуре учебной деятельности через развитие широкого спектра познавательных действий и операций
Процесс эффективного формирования учебной деятельности зависит не только от конкретных методик обучения и форм организации учебной работы школьников, но и от содержания усваиваемою материала, который содержится в программах и учебниках. Учебники своими заданиями фактически определяют тот или иной норматив когнитивного компонента учебной деятельности, т.е. тот или иной набор познавательных действий и операций, которые являются необходимыми для выполнения учебных заданий
Целью настоящего исследования являлся
сопоставительный анализ соотношения разных видов познавательных действий в структуре учебной деятельности младших школьников, организуемой учителем в точном соответствии с заданиями учебников (при обучении по программе 1-3). Более конкретно: на какие виды Познавательных действий ориентируют учителя и учеников
179
учебники начальной школы на современном этапе обучения? Очевидно, что какие задания и в каком объеме проектируют учебники в качестве обучающих нормативов - такие познавательные действия и в таком объеме и выполняют ученики. Являются ли задания учебников необходимыми к достаточными для развития познавательной сферы детей? В настоящее время этот вопрос изучен и проанализирован недостаточно. Однако, его исследование представляет определенный интерес, т.к. открывает перспективы и по постановке учебных задач в учебном процессе, и по оптимальному планированию учебных действий и учебной деятельности в целом в течение всего срока обучения в начальной школе, и по разработке методических подходов к формированию, диагностике и коррекции учебной деятельности.
Методика
В исследовании данного вопроса принимала участие группа экспертов, которую составили учителя начальных классов, владеющие критерями и приемами выделения и классификации учебных действий ( умеющие относить их к тому или иному классу действий). Они прошли обучающий семинар по методике психологического анализа учебной деятельности..
В качестве материала для экспертизы использовались задания в учебниках по русскому языку, чтению и математике с 1 по 3 классы. Всего было проанализировано 5469 заданий, предлагаемых младшим школьникам за весь период обучения в начальной школе. Из них: по русскому языку проанализировано 519 и 235 упражнений из учебников 2 и 3 классов соответственно, по математике - 935,1149 и 1013 заданий из учебников 1,2 и 3 классов соответственно, по чтению-138,1435 и 45 текстов из учебников 1,2 и 3 классов соответственно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .