Во-первых, согласно теоретическим соображениям у интеллектуально одаренных корреляции между успешностью деятельности и уровнем интеллекта должны быть ниже, чем по всей выборке Причина этого - в расширении диапазона продуктивности: дисперсия продуктивности у одаренных больше, чем по выборке в целом.
Корреляции между успешностью выполнения отдельных гестов (или продуктивностью выполнения деятельностей у одаренных личностей должны быть ниже, чем у "обычных" людей Причина этого эффекта независимость успешности решения тестов (они связаны только через G-фактор), большой разброс показателей продуктивности у одаренных; обусловленность положения
18
индивида в многомерном треугольнике 'тесты - интеллект" мотивацией и компетентностью. Этот феномен обнаружен в многочисленных корреляционных исследованиях:
действительно у интеллектуально одаренных корреляции успешности тестов ниже, чем для генеральной совокупности.
Во-вторых, для высокоодаренных испытуемых характерна "пила" достижений в разных сферах деятельности, успешности по разным учебным дисциплинам и при выполнении тестовых заданий.
Действительно, индивидуальный интеллект определяет лишь верхний порог достижений. У одаренных индивидов диапазон возможных достижений шире, чем у прочих. Поэгому, при независимости достижений в разных областях, в среднем, для группы одаренных разница показателей по отдельным тестам, задачам и т.д. будет больше, чем по генеральной совокупности.
И не случайно множество корреляционных исследований показывает, что интеллектуальная одаренность сопровождается большим разбросом индивидуальных достижений в различных сферах деятельности, по предметам обучения и т.д.
Модель может быть расширена для описания структуры интеллекта с учетом его основных групповых факторов, выявленных еще Ч.Спирменом: числового, вербального и пространственного. Но предварительно рассмотрим отношение этих факторов.
2. Структура интеллекта.
Импликативная модель Групповые факторы интеллекта
Ч.Спирмен трактовал интеллект как общую умственную способность - "умственную энергию", которая определяет успешность выполнения любой деятельности. Он предположил, что если существует общая интеллектуальная способность, то все результаты выполнения любых тестовых задний будут положительно связаны (коррелированы). В экспериментах подтвердилось это предположение. Максимальный "вес" по отношению к общему интеллекту имели задания на выявление абстрактных отношений, минимально общий интеллект влиял на решение психомоторных задач.
19
Позже Ч.Спирмен выявил, что в структуру общего интеллекта входят в качестве составляющих лингвистический (вербальный), механический (пространственно-
динамический) и математический интеллекты.
Критики концепции Ч.Спирмена (в частности, Торндайк) отрицали наличие общей умственной способности и считали, что существует множество независимых способностей (от 3 до 120 "факторов"). Однако, когда Г.Айзенк и Ч.Спирмен подвергли статистической оработке данные Торндайка, они обнаружили ошибочность его расчетов и выявили в данных оппонента общий фактор интеллекта.
Практически see исследователи выявляли 3 основных подфактора общего интеллекта, которые были первоначально выявлены Ч.Спирменом: числовой, пространственный, вербальный.
Например, в исследованиях Р.Е.Сноу и его коллег (1980) выделены следующие структуры: 1) Общий фактор, который тестируется такими тестами как "Прогрессивные матрицы" Дж.Равена, тестом, свободным от культуры (Р.Кэттела) и пр. за-нимает вершину иерархии. 2) На втором уровне обобщенности выделяются три (как и у Ч.Спирмена) основных фактора, причем один из них более тесно связан с генеральным фактором. 3) Низший уровень иерархии занимает десять подфакторов.
Главный вопрос состоит в следующем: какова генетическая и функциональная связь между этими факторами?
Данные психогенетических исследований
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .