ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Группа экспертов составляла рабочие алгоритмы (схемы) возможных познавательных действий учащихся при выполнении заданий, предлагаемых учебниками. Алгоритмический способ описания деятельности уже давно и довольно успешно применяется в инженерной психологии и психологии труда (Зараковский ГМ., 1966) для описания и анализа структуры разных видов трудовой деятельности. Б исследовании Воронина А.Н. и Дружинина В.Н. (1991)
180
показано, чго учебная деятельность выступает как для учителя, так и для ученика как дея!ельность, имеющая вполне конкретный продукт (выполнение домашний заданий и др.), 1 е , является трудовой деятельностью Поэтому теоретически возможно использование схем анализа трудовой деят ельности и для описания учебной деятельности младших школьников В данной работе сделана попытка использовать некоторые процедурные особенности алгоритмическою исследования деятельности для описания труда младших школьников, который они осуществляют на уроках и дома, выполняя задания учебников.
Эксперты фиксировали последовательность возможных познавательных действий (перцептивных, мнемических, интеллектуальных) при выполнении учебных заданий в виде логических схем алгоритмов. В логических схемах алгоритмов записывались необходимые для выполнения заданий учебников действия в виде символов: Пд -перцептивные действия, Мд - мнемичеоше дейсшия, Ида, Иде, Идо-интеллект} альные дейсгвия анализа, сравнения и обобщения соответственно. Данные символы обозначали код класса действий. (Предполагалось, чго задания младшими школьниками поняты и приняты) Т о , эксперты решали задачу типа категоризации объектов, т.е., отнесения объекта к определенному классу; в рамках данной классификации классифицировалось множество познавательных действий, акгуализируемых при вьшоялении учебных заданий Формирование экспертных групп и работа экспертов были организованы в соответствии t общепринятой процедурой метода экспертных оценок при решении прикладных задач (Шадриков В.Д., Серомошкина Л В., 1990).
Принадлежность того или иного действия при выполнении учебных заданий к тому или иному классу Действий не всегда бесспорна, т.к. ее нельзя определить исключительно путем логических выкладок. Поэшму вопрос к какому из пяти 4 классов следует отнесли дейсгвия, с помощью которых выполняются задания учебников, решался путем обращения к профессиональной интуиции педагогов, Неоднократно обучающих детей способам (алгоритмам) РеШения задач (и именно поэтому эти алгоритмы известны Учигелю заранее). От экспертов требовалось каждый раз вЫбирать те классы действий, которые в наибольшей степени акт>ализируются при выполнении заданий Принадлежность т№ или иного вида познавательною дейсгвия к юму или
181
иному заданию определялась однозначно: то или но< познавательное действие либо входит в данный алгоритм <у тогда оно фиксируется своим кодом в схеме действий выполняемых при решении конкретного задания), либо оно не входит в данный алгоритм (и тогда оно никак йе фиксируется). Принадлежность того или иного вида познавательного действия к тому или иному алгоритм^ действий кодировалалась не с помощью гак называемой функции принадлежности, что принято по процедуре метода экспертных оценок, а кодом самого вида действия (например Пд-перцептивное действие), т.е. присутствие кода того или иного вида действия в алгоритме действий и свидетельствует о наличии = присутствии этого вида действия в алгоритме. Экспертная деятельность была организована по схеме итеративной экспертной процедуры с регалментировакныч очным взаимодействием экспертов Для снижения опасности дрейфа еще не сформировавшихся индивидуальных мнений экспертов в сторону уже высказанных точек зрения, дискуссии велись в конце работы. При отсутствии единого мнения , экспертов в качестве коллективного результата фиксировался класс, отмеченный большинством экспертов

Gne 11 tn мастергласс стол холодильный gne 11.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .