ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Последовательгюсть.сложность и стереотипность вытюлпяечьи младшими школьниками действий при работе с заданиями учебников в данном исследовании не рассматриваются.!х представляют собой предмет самостоятельного анализа.
Результаты и их обсуждение
Использование процедурных особенностей метода экспертных оценок и метода алгоритмического описания деятельности (Зараковский Г.М, 1966) для анализа тр)'Да младших школьников при работе с заданиями учебников позволило выделить познавательные действия в структура учебной деятельности, проектируемой учебниками начальной школы, и формализовать их в виде алгоритмов учебны^ действий, выполняемых учениками при решении конкретны1' заданий учебников.
В исследовании составленных педагогами-эксперт^11 алгоритмов возможных действий младших школьников пр1 выполнении различных учебных заданий особый и.гтере представляет анализ количества и тенденций соотношу'1 основных познавательных действий в структуре учебн?1 деятельности по годам обучения и по учебным предметам-
Анализ содержния учебного кшериала в учебник
182
начальной школы с точки зрения организации когнитивного компонента (представленное™ познавательных действий) в сгруктуре учебной деятельности позволил получить следующие
результаты,
Результат 1: обобщенная картина соотношения познавательных действий в структуре учебной деятельности младших школьников по всем классам и по всем предметам. Задания учебников начальной школы нацеливают учителя на формирование у детей всех трех видов действий -перцептивных, мнемических, интеллектуальных. Однако, соотношение между познавательными действиями, включенными в учебный процесс, неравномерно: 13,1% составляют мнемические действия (Мд), 27,5% -перцептивные (Пд), 59,4% - интеллектуальные действия (Ид).
Таким образом, учебные задания ориентированы более всего на формирование Ид у детей и менее всего - на формирование Мд. Следует отметить, что Ид предполагается выполнить за три года обучения в 2,2 раза больше, чем Пд и в 4,5 раза больше, чем Мд.
Спектр формируемых Ид также представлен
неравномерно: преобладают действия анализа (Ида) - они составляют 38,3%, сранительные (Иде) и обобщающие (Идо) составляют 15,1% и 6% соответственно от общего количес1ва действий. При этом, Ида в работе с учебным материалом дети выполняют в 2,5 раза больше, чем Иде и в 4 раза больше, чем Идо. Выявленная в целом закономерность соотношения познавательных действий в организации учебной деятельности младших школьников (а именно: неравномерность и некоторая стихийность ) совпадает с общей закономерностью в отношении соотношения продуктивных и репродукшвных действий в учебном процессе начальной школы, установленной в (Телегина Э.В., Гагай В.В., 1986).
Результат 2: соотношение познавательных действий в Учебном процессе началь-ной школы по предметам. Основная нагрузка по фор-мированига учебных действий падает на уроки (и соответственно учебники) математики. Выполнение заданий по математике актуализирует 78,1% всех познавагельтых Действий, далее следуют : уроки ( и соответственно учебники) чтения - они ориентированы на развитие 14,3% учебных Действий и уроки (соответственно учебники) русского языка -°ни ориентированы на развитие 7,6 % учебных действий от общего количества всех учебных действий. Познавательных
IS3
действий на уроках математики актуализируется в 5,5 раз больше, чем на уроках чтения и в 10 раз больше, чем на урока русского языка. Очевидно, что на формирована познавательных действий должны быть нацелены не тещк уроки математики. Целесообразно искать пути актуализацни учебных действий на разном стимульном материале (не только на цифровом,но и на текстовом, буквенном и графическом) используя для этого возможности уроков по другим предметам

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .