Результат 3: соотношение познавательных действий'в учебном процессе начальной школы по годам обучения Соотношение познавательных действий в структуре учебной деятельности по годам обучения осуществляется также неравномерно и составляет 9,1%, 55,6% и 35,3% соответственно в !, 2 и 3 классах. Наибольшее количество познавательных действий учебники планируют сформировать у детей во 2 классе, при этом их планируется больше, чем в 1 классе в 6,1 раза и в 1,6 раза больше, чем в 3 классе.
Результат 4: не выявлено алгоритмов выполнения учебных заданий, предполагающих актуализацию и развитие перцептивных, мнемических и интеллектуальных действий как самостоятельных Во всех заданиях по всем предметам (в 1-3 классах) названные действия в структуре учебной деятельности выступают как фон и как важнейшее условие развития учебных действий в целом. Это означает, что выполнение заданий учебников: 1 Предполагает сразу актуализацию целого спектра познавательных действий, 2) рассчитано на достаточную сформированность познавательных действий у младших школьников, 3) если у детей к началу обучения в начальной школе окажутся недостаточно сформированными познавательные процессы и операционные механизмы познавательных способностей, то они будут испытывать серьезные трудности в процессе обучения и сразу же попадут в разряд "неуспевающих" (что и происходит на практике) Эти трудности приходится преодолевать учителю и школьному психологу с детьми уже по специально подобранным учебным заданиям, т.к заданий учебников начальной школы ДЛЯ достижения у этих детей успехов в учебной деятельности Уже явно не достаточно.
Нацеленность заданий учебников сразу на синтез познавательных действий при их выполнении приводит к что операциональная сторона того или иного познавательного действия как самосюятельно! о в структ>Рс
184
учебной деятельности не отрабатывается. Учитывая общую закономерность любой трудовой деятельности, в гом числе и учебной, а именно: гетерохронноеть, неравномерность и индивидуальную меру выраженности в формировании действий, рпералий и деятельности в целом (Шадриков В.Д., 1980, 1996), не стоит предполагать и ожидать, что разные познавательные действия, как самостоятельные учебные действия будут сформированы у младших школьников без специального обучения. Поэтому становится очевидным, что в процессе обучения детей разным технологиям (способам) решения учебных задач учи гелю необходимо ориентироваться (и планировать соответствующие алгоритмы действий) не только на развитие "ансамблей" учебных действий, но и на детальную, поэтапную отработку отдельных качеств различных познавательных действий как самостоятельных объектов развития в учебной деятельности с использованием разного стим>льною материала.
Результат 5: распределение перцептивных действий (Пд) по годам обучения и по предметам в спектре всех перцептивных действий как учебных. Установлено, что 5,7% Пд актуализируется в 1 классе, 80,7% - во 2 классе и 13,6 % - в 3 классе. Наибольшее количество Пд как фоновых в структуре учебной деятельности планируется сформировать во 2 классе, при чем это количество превышает количество формируемых Пд в 1 классе в 14 раз. в 3 классе - 1,6 раза. Основной вклад в формирование Пд осуществляют уроки математики, они актуализируют 72,3% Пд, это в 10 раз больше, чем учебники русского языка и в 3,5 раза больше, чем учебники чтения.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .