ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Выявленная картина распределения Пд как учебных отчасти объясняет тот факт, что некоторые дети уже с первого класса испытывают трудности в овладении письмом, чтением, математикой. ( По мнению многих исследователей, число детей с трудностями в обучении значительно увеличилось за последнее время. В работе Морозовой Л.В. (Морозова Л.В., 1995) отмечается, например, что трудности в обучении в начальных классах России испытывают 30-35 % детей, при этом, большинство трудностей носит не проходящий характер). Именно недостаточная сформированноегь Пд как учебных уже "а первом году обучения (из -за недостаточного для их Формирования количества заданий в учебниках) не только не закладывают основу (фон), но выступает как своего рода Тормоз в развитии других познавательных действий в структуре
185
учебной деятельносги, тем самым затрудняется формцр0Ван разного рода учебных действий как синтеза познавательна!, Так, например, недостаточная сформированное^ сенсоои перцептивных -эталонов образов букв не только загр^д^ й формирование графических навыков письма (написание ^ слогов, слов, предложений на уроках русского языка), Но вызывает трудности при выполнении учебных, заданий текстовом, цифровом и графическом материале no gce, предметам уже с первого класса. По данным автора стать разного рода трудности в обучении младших школьников в 15 % случаев всегда связаны с недостагочк сформированноегью именно Пд в структуре учебн> деятельности. Подученные результаты дают основания считать что целесообразно: 1) смещение акцента в формировании Пдсо второго года обучения на первый и 2) более равномерное распределение учебных заданий, предполагающих выполнение Пд, по всем предметам.
Результат б: распределение мнемических действий (Мд)по годам обучения и по предметам в спектре всех мнемичеода действий как учебных. Установлено, что 16,2% Мд выполняете! в 1 классе, 38,5%- во втором классе, 45,3%- в третьем кттассе М: достаточно равномерно распределены между 2 и 3 классами (хотя их общее количество во всех трех классах веш.1 незначительно - всего 13,1%) Наибольшее количество Mj учебниками планируется сформировать в 3 классе, при чем да количество превышает число формируемых Мд во 2 классе в (-раза, а в 3 классе - в 2,8 раза.
Основной вклад в формирование Мд осуществляют (такя как в развитие Пд) учебники математики, они актуализируй 70% Мд - это в 10 раз больше, чем учебники русского языка ив' раза больше, чем учебники чтения.
Выявлена общая тенденция представленности Мд в обш^1 спектре учебных действий, необходимых для выполни" заданий учебников по математике и чтению на разных ступс.'^ обучения: возрастание количества Мд во 2 и 3 классах ^ сравнению с 1 классом при выполнении заданий учебяик°в математике в 1,5 раза и в 3,2 раза соответственно. F, выполнении заданий учебников по чтению - в 3,8 раза я раза соответственно, при этом наблюдается умены'1 количества Мд в 3 классе по сравнению со 2 классом в 3.'г;
Основная тенденция представленности Мд в °^ спектре учебных, необходимых для выполнения 1Я' $ учебников по русскому языку на разных ступенях
186
уменьшение количества Мд в 3 классе по сравнению со 2 классом в 3,5 раза.
В целом, спектр Мд в учебном процессе начальной школы достал очно беден - это действия запомнить и воспроизвести (без указания на то, как это сделать), которые конечно же не актуализируют всех существующих приемов запоминания и воспроизведения учебного материала.
Полученные результаты указывают на необходимость внедрения в учебный процесс начальной школы программ с заданиями по целенаправленному развитию памяти в целом и Мд в частности у младших школьников на разном стимульном материале.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .