ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Результат 7: распределение интеллектуальных действий (Ид) по годам обучения и по предметам в спектре всех интеллектуальных действий как учебных. Установлено, что 9,1% интеллектуальных действий предполагается актуализировать в 1 классе, 47,8% - во 2 классе и 43,1 % - в 3 классе. Цифры достаючно убедительно иллюстрируют, что в ! классе не предполагается выполнение большого количества заданий на актуализацию интеллектуальных действий. Ориентир учебных заданий на развитие Ид во 2 и 3 классах носит достаточно высокий и равномерный характер. Количество Ид, выполняемых детьми по заданиям учебников 2 и 3 класса, превышает количество Ид, выполняемых в 1 классе в 5.2 раза и в 4,7 раза соответственно.
Действия анализа, сравнения и обобщения в общем спектре интеллектуальный действий как учебных на разных ступенях обучения представлены неравномерно. Наибольший вес и в 1, и во 2 и в 3 классах занимают Ида: в 1 классе их количество составляет 6,4 %, во 2 и 3 классах их количество возрастает по сравнению с 1 классом в 5.5раза и в 3,5 раза соответственно. Наибольшее количество Ида актуализируется во 2 классе (35,7%) и в 3 классе (22,3%), однако в 3 классе их количество Уменьшается по сравнению со 2 классом в 1,6 раза
Количество Иде, необходимых для выполнения заданий Учебников 1 класса, весьма незначительно - всего 1,2%, во 2 и в 3 кассах их количество увеличивается в 3,8 раза и в 1,6 раза соответственно.
Количество Идо, необходимых для выполнения заданий ов 1 класса (также как и Иде), весьма незначительно-Сег° 1,5 %. Во 2 классе отмечае!ся увеличение количества Идо 0 сравнению с 1 классом - в 1,2 раза, по сравнению со 2 классоч
187
I
- в 6.2 раза.
Ида в 1 классе выполняется в 5 раз больше, чем Иде и в б 4 раза больше, Идо. Во 2 классе Ида выполняется в 7,8 paj больше, чем Иде и в 4,7 раза больше, чем Идо. В 3 классе Ида и Иде заданиями учебников планируется приблизитедЬНо одинаковое количество (22,3% и 19,6% соответственно), щи этом количество Ида и Иде превышает количество Идо почти в 8 раз.
Основной вклад в формирование Ид в учебном процессе вносят учебники математики: они формируют 82,7% всех Ид .выполняемых ло заданиям учебников. На уроках русского языка и чтения Ид актуализируется соответственно в 10 и в 9 раз меньше. Ида, Иде, Идо по предметам также представлены неравномерно. Ида по заданиям учебников математики планируется выполнить больше.чем по заданиям учебников русского языка и чтения в 11 и 2,3 раза соответственно , Иде ? больше.чем по заданиям учебников русского языка и чтения в 16 и в 20 раз соответственно, Идо - больше, чем по заданиям учебников русского языка и чтения в 4 раза.
В целом, заданиями учебников по русском} языку и чтению уделяется недостаточное внимание актуализации разного рода Ид.
Результат 8: выделение в качестве диагностируемою показателя учебной деятельности такой ее характеристики, как соотношение познавательных действий в ее структуре. Анализ содержания когнитивного компонента в структуре учебной деятельности младших школьников, организованной на разном учебном материале (учебников по разным предметам), показывает, что такая характеристика учебной деятельности, как соотношение познавательных действий в ее структуре может быть положена в основу методического подхода к диагностике, формированию и коррекции учебной деятельности. Данная характеристика является объективной характеристикой проектируемой учебной деятельности и достаточно легко определяегся с помощью алгоритмического описания, выполняемых при работе с заданиями учебников действий и операций. Известные заранее учителю проект учебной деятельности в целом и способы выполнения тех или иных учебных заданий в частности - формализуются в виде алгоритмов. При установлении нормативов в абсолютных ч относительных единицах по рассматриваемому показа1еШ° (результаты 1-7) появляется реальная возможность:
а) сравнивать нормативную базу разных учебников с точки
188
эффективности
обучающих и развивающих воздействий на личность учецика:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .