ЗО.Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы /Психологический журнал. 1980. №З.Т1, сЗЗ-46.
31.Шадриков В Д. Психология деятельности и способности человека.М., 1996
32.Шадриков В Д , Серемошкииа Л.В. Мнемические способности развитие и диагностика М , Педагогика. 1990.
33 Эльконин Д Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте/Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. 1961.
192
Муртузалиева М.К., Воронин А.Н.
Влияние отношение младших школьников к учшелю на уровень развития и структуру интеллекта.
Особенности отношений учащихся и учителей в социальной структуре школы разворачиваются в трех системах: "педагог - педагог", "педагог - ученик" и "ученик -ученик". В данной работе на с в первую очередь интересуют отношения "педагог - ученик", чго зачастую выливается в проблему стиля отношения педагога и учащихся и о том, на что влияют и от чего сами зависят отношения учителя и. ученика. Так, А.А.Бодалев выделяет три тина отношений (Бодалев А.А., 1983): автократический, либеральный, демократический. В работе Н.Я.Березовина и Я.Д-Коломинского (Березовик Н.Я., Коломинский Я.Л., 1978) дается более детальная классификация лих отношений. Авторы выделяют стили: устойчиво-положительный, ситуативный, пассивно-положительный, акшвно-
отрицательный. пассивно-от рица тельный.
Одним из главных факторов оптимальных взаимоотношений учителя и учащихся эти авторы называют уровень педагогическою мастерства учителя. В других источниках это называется талантом, дарованием, мастерством воспитательного воздействия и т.п. Этот феномен описан в ряде работ (Азаров Ю.П., 1985; Ленер И.Я.. 1981; Писаренко В.И., Писаренко И.Я., 1986; и др.).
Обычно раскрытие этого феномена сводится к перечислению ряда особых качеств, которыми должен обладать педагог. В этот своеобразный "джентльменский набор" входят: общая культура, корректность, выдержанное 1Ь, способность и умение понимать детей, входить в их положение, правильно определять психическое состояние ребенка и мотивы его поступков и умение Наблюдать за собой, критически оценивать свои действия в Классе, т.е. навыки самоконтроля и рефлексии.
Другая сторона взаимодействия учителя и ученика - сам - ченик. его субъектная активность- изучена гораздо меньше.
^
J93
Педагог ическая психолш ия отстаивала и отстаивает принцип активности ученика как субъекта обучения (Л С Якиманская, 1979), который наряду с другими бьц положен в основу процесса демократизации современной школы.
С этих позиций проблема взаимоотношений учителя и ученика выглядит поновому, Действительно, если в процессе обучения реализующийся принцип активности выразится в том, что учитель будет выявлять, в какой мере опыт ученика соответствует научному содержанию знаний, то в процессе воспитания этот принцип диктует выявление хотя бы приблизительного уровня отношения ученика к учигетк, фиксацию его и прогнозирование его динамики, а далее - учет этих данных в плане коррекции предполагаемых педагогических воздействий.
Без учета субъектной активности учащегося нельзя ожидать эффективного влияния педагогическо1 о процесса на личное 1ное развитие. Объектом специального изучения проявления субъектной активности ученика стали совсем недавно. Между тем сегодняшняя общественная ситуация. предлагающая расценивать каждого человека в качестве активного субъект, а отношений и деятельности, диктует необходимость изучения особенности, структуры и динамики отношения школьников к педагогу. Только в этой случае принцип активности ребенка в процессе обучения л воспитания может претвориться в жичнь.
Л акт Х.Э. (Лахт X Э , 1982) проводила исследование, в котором специально ставилась задача выявления факторов, влияющих на отношение учащегося к учителю. По мнению автора, таковыми можно считать следующие i руины факторов.
1 .Индивидуальные, возрастные и половые различия учащихся;
2.Особенности учителя и организуемого им педагогического процесса,
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .