ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

3, Ролевые ожидания учителя и учащихся.
Самой общей детерминантом отношений между учителями и учащимися Лахт Х.Э. считает общественно-исторические условия, определяющие место учителя и школы в жизни общества. Эют фактор обуславливает социальные установки, ролевые ожидания, которые бытую i в ые группах населения и усваиваются детьми.
194
L
По мнению Лахт ХЭ., в длительной совместной деятельности с учителем у учащихся складываются определенные ожидания в отношении поведения и качеств учителя, и наоборот.
JIaxi ХЭ. подчеркивает, что отношение учащихся к учителю, с одной сюроны, является продуктом педагогического взаимодействия. С другой же стороны, отношение учащихся к учителю "можно считать личностным ресурсом учащегося, который наряду с другими личностными предпосылками может способствовав или препятствовать решению педагогических задач и развитию личности учащихся (ЛахтХ.Э.. 1982).
По мнению исследователя, ребенка следует рассматривать в качестве субъекта своею собственного развития: "В рамках субъектности учащегося проявляется и его отношение к учителю". Максакова В.И. (Максакова, 1979) отмечает, что для младших школьников авторитет учителя не так уж непререкаем и что ни воспринимают учителя и дифференцированно, и критически Авторитет учителя существует в учебной деятельности, а в области межличностных отношений педагог выступает как один из ряда взрослых, окружающих ребенка, а не как "самый главный". Автор объясняет это увеличением сгепени содержательности и разнообразия общения ребенка с другими взрослыми, автономизацией его от взрослых, ростом ощущения собственной значимости. В то же время, по данным автора, у младших школьников бывают случаи неадекватной реакции на учителя, учебу, эмоциональные срывы, вызванные невниманием учителя к притязаниям учащихся в у чебной деятельности
Как показали исследования Г.М Понарадова и В,С Понарядова, неуспех в учении в первом классе влияет на орошение учащихся к учителю. У большинства неуспевающих учеников постепенно формируется представление об учителе, как о человеке, приносящем много неприятностей.
Это положение подтвердила и А.М.Счастная на шестилетках. Она отмечает, что дети тонко чувствуют отношение взрослого к себе", и при неумении изменить •отрицательное отношение к себе они отвечают педагогу юже отрицательным отношением (Счастная А М., 1978).
Рассмотрим с этих позиций особенности младшего ЩКольника. Для младшего школьного возраста
195
формирование личности связано с новым опытом взаимодействия с окружающими, с выработкой новых фору поведения, диктуемых школьной действительностью Потенциальные возможности ребенка в коллективной деятельности в этот период еще ограничены, в то время как круг его социального общения расширяется. В результате общения и совместной деятельности ребенок многое узнает о себе, о сверстниках, укрепляет его связь с обществом. Он приобретает определенное общественное положение; во многом обусловленное его учебными достижениями. Происходит дальнейшее раскрытие индивидуальности ребенка, выработка адекватного отношения к себе, фактическое приобщение к нормам коллективной жизни, углубление интеллектуального и познавательного потенциала детей.
Однако как конкретно происходит интеллектуальное развитие, изменяется ли структура интеллекту и связаны ли эти изменения с типом складывающихся между учеником и учителем отношений остается не понятным. Собстенно говоря, наше исследование и было посвящено выяснению взаимосвязи между отношение "ученик-учитель" и развитием его интеллекта.
Исследование проводилось в течении года и при этом трижды ( в начале года, в середине и в конце) фиксировался уровень развития интеллекта, полезависимость-поленезависимость и отношение к учителю. В исследовании использовались следующие методики; Тест Векслера, Тест Виткина, Тест Рене-Жидя. Всего в исследовании приняли участие 158 первокласников из различных школ города Махачкалы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .