Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Существенно заметить, что диалог "Горгий" — это настоящий агон, борьба противников, так и не приводящая к согласию между ними (каждая из спорящих сторон остается при своем: когда Сократ спрашивает Калликла, что тот вынес из спора, молодой аристократ упрямо отвечает: "Понял: надо угождать" — нечто прямо противоположное тезису Сократа о том, что речь должна быть правдивой и искренней, а не ублажать слушателя). Диалог "Федр", напротив, скорее дружеская беседа ученика и учителя, где оба в совместном обсуждении приходят к новому знанию — знанию о сущности и законах риторики и любви.
Если диалог "Горгий" прежде всего посвящен риторической и жизненной этике в их тесной взаимосвязи, то в
20
"Федре" на первом плане для нас — гносеология и эстетика риторики.
Рассмотрим сперва гносеологические основания риторики, опираясь на текст диалога.
Именно риторика, как очевидно из размышлений Сократа о красноречии, предлагает думающему человеку важнейшие общие познавательные модели.
Что это за модели? Это способы мыслить о любом предмете и, рассуждая, говорить о нем. Эти способы мыслить и говорить отражают основные законы человеческого познания, т. е. являются не только формами речи, но в первую очередь — формами мысли о предмете. В риторике эти способы, эти модели получили название топы, топосы (от греч. topos — место). На ментальной карте речи они образуют главные смысловые позиции. В совокупности топы, или "общие места", составляют стройную систему, называемую топикой речи.
То, что формы мысли и формы речи едины, роднит риторику и диалектику. Ведь и само слово диалектика (от dialegomai — беседую) означает прежде всего умение вести беседу, беседовать, или, как мы видели в предыдущей лекции, находить истину в споре. Что же делает человека диалектиком? Это сочетание двух способностей.
Первая — находить общее для разных явлений (предметов), возводить частное к общему, восходить от вида к роду. При этом необходимо умение давать определения предметам речи и мысли, чтобы речь приобрела ясность.
Вот как говорит об этой способности Сократ: "...Охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления, чтобы, определив каждое из них, сделать ясным предмет нашего поучения" — вот первая из способностей, которые в совокупности делают человека диалектиком. Эта деятельность получила впоследствии название индукции.
Вторая же способность — это "наоборот, умение разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни один член, как дурные повара". Это умение отражает противоположный ход мысли — от общего к частному. Он был позднее назван дедукцией.
В риторике процесс "поднятия" мыслью от вида к роду
21
и спуска от рода к видам, разновидностям составляет содержание риторического топа "род и вид", "разновидности". На основании этой мыслительной и речевой работы строится определение предмета речи и мысли: начиная с Сократа определение дается через ближайший род и видовое отличие.
Процесс объединения отдельных частей в единое целое и, наоборот, разделения предмета на составные части в риторике называется топом "целое и части". Эти противоположные процессы (или смысловые модели) позднее были названы анализом и синтезом.
Итак, обе рассмотренные "пары": 1) восхождение от вида к роду и нисхождение от рода к виду и 2) разделение на части и объединение частей предмета речемысли в одно целое, а также 3) определение — составляют и основу деятельности ритора-говорящего, что отражается в риторических топах (род и вид, разновидности, часть и целое, определение), а вместе с тем они же служат содержанием работы философа-диалектика.

купить дрова березовые колотые с доставкой в Солнечногорском районе

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .