"Я, Федр, и сам большой любитель такого подразделения на части и сведения в одно целое, — говорит Сократ, — благодаря ему я могу говорить и мыслить. И если я в ком-нибудь замечаю природную способность охватывать взглядом и единое и множественное, я гоняюсь "следом за ним по пятам, как за богом". К тем, кто умеет это делать, я обращаюсь до сих пор, а правильно или нет, — бог ведает — называя их "диалектиками".
Пример применения этих двух способностей, делающих человека диалектиком и составляющих сущность диалектики, дает сам Сократ, анализируя в диалоге "Федр" собственное рассуждение о любви.
В начале этой речи о любви философ дает ей определение, т. е. пользуется смысловой моделью, которая в риторике описана и изучается как топ "определение", потом подразделяет предмет на разновидности, оценивает их, делает вывод:
"Сократ. Мы утверждали, что любовь есть некое исступление. Не так ли?
Федр. Да.
Сократ. А исступление бывает двух видов: один — следствие человеческих заболеваний, другой же возни-
22
кает тогда, когда боги отклоняют нас от всего, что обычно принято.
Фе др. Конечно.
Сократ. Божественную исступленность, исходящую от четырех богов, мы разделили на четыре вида: вдохновенное прорицание мы возвели к Аполлону, посвящение в таинства — к Дионису, творческую исступленность — к Музам, четвертый же вид — к Афродите и Эроту. Мы утверждали, что любовное исступление всех лучше... Прибавив не столь уж неубедительное рассуждение, мы с должным благоговением... прославили... владыку Эрота...".
В определении любви философ "восходит" от вида — собственно любви — к роду — исступлению, т. е. определение дается так, как это требуется по правилам риторики и философии — через ближайший род и видовое отличие. Затем следует выделение разновидностей любви как божественного исступления, оценка (сравнение) этих разновидностей и выбор лучшей.
Таким образом, сам ход философского рассуждения о предмете мысли и речи предстает в диалоге как последовательность важнейших риторических общих мест, топов: определение, род и вид, свойства и оценка разновидностей и др.
Итак, риторика и диалектика теснейшим образом связаны и по своей сущности, и по своим средствам. Можно сказать, что риторика так относится к философии, как речь относится к мысли. Риторика описывает, фиксирует, а затем предоставляет в распоряжение мыслящего и говорящего человека необходимые смысловые, познавательные модели — модели мысли и речи. В этом и состоит ее гносеологическое, познавательное значение.
Остановимся теперь на жизненном и конкретно-социальном значении риторики как дисциплины. Упрощая процесс мысли, делая способы рассуждения достоянием каждого, кто получил риторическое образование, риторика делает философствование достоянием массы. В исследовании А. Б. Ковельмана (см. предыдущую лекцию) показано, как этот процесс воздействия риторического образования на массы происходил в птолемеевском Египте и к каким последствиям привел. В это время (II в. н. э.)
23
Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .