Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

наступил период так называемой "второй софистики". "Именно вторая софистика с ее... всепроникающей риторикой учила массы мыслить абстрактно, осознавать общественную структуру и социальные противоречия. Народ Египта и в предшествующие эпохи служил объектом немыслимого угнетения , страдал от социальных бедствий. Но лишь теперь он начинает говорить об этих бедствиях, остро переживать несчастья, обвинять виновников", — пишет А. Б. Ковельман. Все это потому, что "произошло усвоение массами мыслительного аппарата античной цивилизации. Риторика сыграла огромную роль в вульгаризации античной культуры, в доведении ее до широких масс. Платон и Аристотель "в натуре" не годились для этих целей. Сложные построения, силлогизмы не могли заинтересовать сельских писцов. Риторика предлагала нечто иное — "общие места", штампы, ходячие истины, броские лозунги... Риторика, как и христианство, упрощала мыслительный процесс". И далее: усвоение мыслительной культуры широкими массами подрывало сами основы старого порядка. Риторическая культура мысли позволяла массам анализировать мир — внешний и внутренний. "В этих условиях и стали возможны массовые рассуждения о мире, человеке, справедливости, равенстве, неравенстве, карьере — обо всем том, что прежде даровалось сверху и не обсуждалось".
В заключение к обсуждению проблемы воздействия риторики, ее гносеологического аппарата на социальную жизнь, заметим, что в нашей стране сейчас, как и в Египте времен Птолемеев, Наступила эпоха, "когда философствуют на площади и проповедуют с крыш". Точнее, у нас философствуют и проповедуют на площадях и на кухнях, в газетах, по радио и по телевизору. В такие эпохи возвращение риторики с ее доступными каждому средствами речи и мысли, с ее несколько вульгарными, простыми, но общепонятными и легко усваиваемыми смысловыми моделями — топами — вполне закономерно. Посмотрим, что будет, если риторика как учебная дисциплина у нас займет то место, которое принадлежало ей ранее.
24
2. ДИАЛОГ ПЛАТОНА "ФЕДР"КАК ПЕРВОЕ "РУКОВОДСТВО
К КРАСНОРЕЧИЮ", СУЩЕСТВЕННОЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
РУССКОЙ СЛОВЕСНОЙ КУЛЬТУРЫ
Диалог "Федр" занимает особое положение в античном риторическом наследии еще и потому, что его можно считать первым диалектическим и диалогическим "учебником риторики": ведь в нем содержится тот комплекс риторических идей, который был разработан, правда, с заметными изменениями, Аристотелем в его трактате "Риторика" и который составляет концептуальную основу этого трактата.
Действительно, в "Федре" содержатся и определение красноречия как особой деятельности и предмета изучения, и образцы речей, и их анализ, и основы эстетики речи, и основы риторического канона — этапов изобретения и расположения, и, наконец, основы учения о речевой ситуации.
Докажем это.
1. Сократ определяет красноречие как "некое умение увлечь души словами, причем не только на суде или на других общественных собраниях, но и в частной жизни".
Собеседников в этом диалоге занимает и проблема подлинного и ложного красноречия, как и в диалоге "Горгий", и, соответственно, вопрос о настоящей цели риторики. Эта цель — истина, о чем само красноречие заявляет в диалоге. Сократ здесь использует прием, позже названный в риторике "sermocinacio" — вымышленную оратором речь, которую он вкладывает в уста своего "героя", в данном случае — красноречия: "Никого, кто не знает истины, я не принуждаю учиться говорить, напротив, если мой совет что-нибудь значит, пусть лишь обладающий истиной приступает затем ко мне. Я притязаю вот на что: даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать".
И далее: "Подлинного искусства речи... нельзя достигнуть, не познав истины, да и впредь будет невозможно". Итак, убеждение с помощью истины ив истинном — вот цель подлинного красноречия.
2. В диалоге приводятся и внимательно разбираются три целостных риторических произведения — три об -
25

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .