Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

разца речей о любви. По традиции, в последующие эпохи любой риторический трактат учебного назначения включает образцы речей и их риторический анализ. Так и у Ломоносова, и у Кошанского. Но в "Федре" образцы даются не только положительные, идеальные, но и отрицательные, причем с критическим разбором.
Первый образец, подвергающийся Сократом критике, — речь софиста Лисия, полный текст которой принес с собой юноша Федр, чтобы показать Сократу. Главный тезис этой речи — любящий и его чувство вредны любимому. Эта речь используется Сократом для того, чтобы служить неким "антипримером" — плохим как с точки зрения риторической, так и с точки зрения философской, поскольку тезис неверен, не соответствует той "истине о любви", которую Сократ ищет вместе с Федром в диалоге и находит.
Второй образец — речь Сократа о любви с тем же тезисом, что речь Лисия, однако верно построенная и потому действенная.
Третий образец, действительно "образцовый", — вторая речь Сократа о любви, с тезисом, противоположным тезису Лисия, т. е. выражающая, с точки зрения Сократа, истину о любви и построенная так, как должно.
Итак, имеем три речи о любви для анализа: первая — с неверным тезисом и риторически несовершенная, вторая — с ложным тезисом, но риторически правильная, третья — открывающая истину о предмете, т. е. любви, и к тому же риторически безупречная. Анализ этих речей и лежит в основе всех обобщений о риторике и красноречии, которые содержатся в диалоге.
3. "Учебник риторики", диалог "Федр", содержит общие положения об эстетике красноречия, но более детализированные и специальные, чем диалог "Горгий", в котором эстетические требования к речи преломлялись через призму этических категорий.
В "Федре" утверждается, что порядок в речи проявляется прежде всего в ее структуре.
Во-первых, необходимо наличие в речи четко структурированных, отдельных частей.
Во-вторых, части эти должны быть расположены в определенном порядке.
26
В-третьих, части должны быть соразмерны одна другой и соразмерны целому.
Наконец, в-четвертых, части должны быть симметричны друг другу, как соразмерны и симметричны части человеческого тела, если оно прекрасно: "Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у ней должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому".
Итак, прекрасная речь есть речь гармоничная. Она становится таковой, приобретает свойства эстетического предмета, если в ней действуют и проявляются категории порядка, меры, соразмерности, симметрии. В русской речевой культуре и русском риторическом идеале порядок (гармония) в речи фиксируются словами лад, строй.
Для того чтобы лучше разобраться в этих вопросах, можно обратиться к первой книге "Истории античной эстетики" А. Ф. Лосева — тому "Софисты. Сократ. Платон" и прочитать там об общеэстетических категориях порядка, меры, симметрии, ритма на с. 374 — 404, имея в виду проявления этих категорий в эстетике речи и речевого поведения и опираясь для этого на текст платоновского "Федра".
4. В этом диалоге закладываются основы античного риторического канона, его важнейших этапов — изобретения и расположения.
- О том, как в диалоге осмысливаются и применяются риторические общие места — топы, а таким образом и формируется этап риторического канона изобретение, мы сказали выше, в связи с проблемой гносеологической роли риторики. Но в тексте "Федра" есть и вполне определенные положения, касающиеся второго этапа канона — расположения, диспозиции.
"По-моему, сперва, в самом начале речи, должно быть вступление, — говорит Сократ. — А на втором месте — изложение и за ним — свидетельства, на третьем месте — доказательства, на четвертом — выводы".
Опираясь на уже сложившиеся риторические традиции, Сократ подробно описывает этап расположения, формируя вместе с тем и структуру рассуждения —

27

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .