Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

хрии, изучавшейся, кстати сказать, в российской гимназии в курсе риторики и в новое, и в новейшее время. Эта структура образуется и приобретает устойчивость, стабильность в процессе сократовских бесед с учениками, друзьями и противниками-софистами, отраженных не только в тексте "Федра", но и других платоновских диалогах.
5. Воспроизводя идеи своего учителя Сократа, фиксируя их, Платон до Аристотеля с его "Риторикой" разрабатывает основы учения о речевой ситуации, составившего концептуальную базу современных лингвистических дисциплин — коллоквиалистики и лингвопрагматики.
Речевая ситуация — это та сцена, где развертывается драма словесной жизни человека, и сами участники этой драмы. Сейчас в речевой ситуации выделяют следующие элементы: партнеры-участники и отношения между ними, т. е. говорящий и слушатель (адресат), или аудитор и я , предмет речи —то, о чем говорят, а также важные для речевого общения обстоятельства: место, время, условия. Как мы сейчас увидим, современная лингвистика в этом недалеко ушла от мыслей Сократа.
"Лучше рассмотрим при ярком свете, когда и как воздействует красноречие своим искусством" — так ставит Сократ вопрос, ответ на который и составляет это учение.
Вот и основы для ответа: "Поскольку сила речи заключается в воздействии на душу, тому, кто собирается стать оратором, необходимо знать, сколько видов имеет душа: их столько-то и столько-то, они такие-то и такие-то, поэтому слушатели бывают такими-то и такими-то. Когда это должным образом разобрано, тогда устанавливается, что есть столько-то и столько-то видов речей и каждый из них такой-то. Кто достаточно все это продумал, тот станет наблюдать, как это осуществляется и применяется в действительности... Когда же он будет способен определять, какими речами какого человека можно убедить, тогда при встрече с таким человеком он сразу может распознать его... Сообразив все это, он должен учесть время, когда ему удобнее говорить, а когда и воздержаться. Все изученные виды
28
речей... ему надо применять вовремя и кстати, только тогда и никак иначе его искусство будет прекрасно и совершенно". Специально идет в диалоге и разговор о говорящем, точнее об образе говорящего.
"Людям тех времен, — иронизирует Сократ, — ведь они были не так умны, как вы теперь, — довольно было, по их простоте, слушать дуб или скалу, лишь бы только те говорили правду. А для тебя, наверное, важно, кто говорит и откуда он, ведь ты не смотришь только на то, так ли все на самом деле или иначе", — подшучивает философ над юношей Федром.
Итак, вырисовывается структура речевой ситуации:адресат и типы адресатов, сама речь и виды речей, соответствующие типам адресата, говорящий и его образ в восприятии адресата, время и другие существенные условия речи — вот ее основные элементы.
Приведем общий вывод из рассуждений о красноречии в диалоге "Федр" — вывод, который важен для нас еще и потому, что его можно считать обобщенным представлением риторического идеала Сократа в платоновских диалогах: "Прежде всего надо познать истину о любом предмете, о котором говоришь или пишешь, научиться определять все соответственно с ней, дав определение, надо опять-таки уметь подразделять все на виды, пока не дойдешь до неделимого. Точно так же надо рассматривать природу души и, определив, какой вид речи соответствует каждой натуре, так и строить и располагать свою речь, то есть к сложной душе обращаться со сложными, охватывающими все лады речами, а к простой душе — с речами простыми. Без этого невозможно... ни выбрать род речи, ни научить или убедить кого-нибудь, — впрочем, это видно из всего, что мы только что говорили".
Именно этот риторический идеал, в котором истина и мысль главенствуют как основные принципы речи, в котором добро и правда не менее важны и в котором красота речи понимается как ее гармония и порядок, — этот идеал речи унаследован и полностью воспринят русской словесной культурой.
29
3. ДИАЛОГИ ПЛАТОНА И ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЛОГОСА

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .