Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Мы, как и Сократ в "Федре", тоже надеемся, что из всего, что мы только что говорили, очевидно, какую громадную роль в становлении европейской культуры речи и мысли имеют те диалоги Платона, на кратком анализе которых мы позволили себе остановиться, и насколько актуальны для современной риторики эти античные источники.
Риторический идеал, выработанный Сократом, отраженный Платоном в диалогах, воспринятый и развитый Аристотелем в его "Риторике", можно описать как иерархию трех основных элементов: мысль-истина, благо-добро, красотагармония .
Но этот же риторический идеал, этот же "образ прекрасной речи", который присутствует в сознании каждого мастера-творца такой речи, определяет и основы отечественной, русской словесной культуры: сравните определение риторики и ее целей у Кошанского, хвалу подлинно прекрасной речи у А. Ф. Лосева, приведенные нами в начале лекции 1, — и вы убедитесь, что и там является та же триада, и так же понятая: мысль — добро — красота.
Интересно также, что тот удивительный "культ слова", о котором свидетельствует А. Ф. Лосев, обращаясь к истокам риторики у греков, отмечает и Василий Белов в книге "Лад", говоря о русской крестьянской культуре: "Что значило для народной жизни слово вообще? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время? Умение хорошо, то есть образно, умно и тактично говорить в какой-то степени было мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности. Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти. Красивая, образная речь не может быть глупой речью".
Особенно заметна эта преемственность культур при обращении к анализу значения слова логос у Платона: "Самое главное — это то, что в этом термине отождест-
вляется все мыслительное и все словесное, так что логос" в этом смысле означает и понятие, и суждение, и умозаключение, и доказательство, и науку, с бесчисленными промежуточными значениями, а с другой стороны, и слово, и речь, язык, словесное построение и вообще все, относящееся к словесной области. На европейской почве это является единственным и замечательным отождествлением мышления и языка..." (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М., 1969). Это же единство слова и мысли видим мы и в русском риторическом идеале, восходящем к платоновской традиции.
Приведем в связи с вопросом о месте Платона в русской культуре, в частности, в культуре словесной, мнение проф. Б. П. Вышеславцева из его речи памяти В. В. Соловьева, сказанной в Париже в 1926 г.: "Во всей мировой философии Платон является единственным в своем роде соединением трех потенций духа: диалектического гения, поэтического таланта и мистической одаренности. В этом сочетании даров Соловьев конгениален Платону. Более того, Платону конгениальна русская душа: тому доказательством является Достоевский с его трагическим гением, диалектическим талантом и мистическими озарениями".

II. ЛОГОСФЕРА КУЛЬТУРЫ:
МЕТОДЫ АНАЛИЗА, СТРУКТУРА
И "ФОРМУЛА"

Лекция 3.

ЛОГОСФЕРА И СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

1. ПОНЯТИЕ ЛОГОСФЕРЫ. МЕНТАЛИТЕТ И ЛОГОСФЕРА

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .