Работа Барта начинается со знаменательного примера: "Гуляя однажды в местах, где я вырос, — пишет ученый, — на Юго-Западе Франции, в тихом краю удалившихся на покой старичков, — я встретил на протяжении нескольких сот метров три различные таблички на воротах усадеб: "Злая собака", "Осторожно, собака!", "Сторожевая собака". Как видно, у тамошних жителей очень острое чувство собственности. Интересно, однако, не это, а то, что во всех трех выражениях содержится одно и то же сообщение: НЕ ВХОДИТЕ... Иначе говоря, лингвистика, занимающаяся одними лишь сообщениями, могла бы сказать лишь самые элементарные и тривиальные вещи. Она далеко не исчерпала бы смысл этих выражений, ибо СМЫСЛ ЗАКЛЮЧЕН В ИХ РАЗЛИЧИИ: "Злая собака" звучит агрессивно, "Осторожно, собака!" — человеколюбиво, "Сторожевая собака" выглядит как простая констатация факта. Таким образом, в одном и том же сообщении читаются три выбора, три вида личной вовлеченности, три образа мыслей или... три личины собственности... В первом случае эта система основана на дикой силе (собака злая и хозяин, разумеется, тоже), во втором — на протекционизме (остерегайтесь собаки, усадьба находится под защитой), в третьем — на законности (собака сторожит частное владение, таково мое законное право)" (Барт Р. Избранные работы. — М., 1989).
Все три примера Ролан Барт взял из речи мелких собственников Франции. Логосфера французской культуры 1970-х гг., как видите, предоставляет три возможности выбора. Наблюдения показывают, что в современной отечественной логосфере вряд ли есть такой выбор. Самая агрессивная из табличек, вероятнее всего, окажется единственным вариантом. Приведем пример. В одном подъезде "новые русские" купили две квартиры рядом, обили входные двери одинаковой багровой тканью и снабдили двери следующими табличками:
PRIVATE!
(частное владение)
KEEP OUT!
(держись подальше)
34
Проанализируем эти надписи.
Выбор английского языка не случаен: это язык бизнеса и преуспеяния. В нашем обществе сегодня именно он становится средством держать подальше всех, кто не добился успеха и находится вне сферы бизнеса. О сообщениях, передаваемых табличками, судите сами, как и о степени их агрессивности и об отношении их "авторов" к собственности и к окружающим.
Хотя бы по сопоставлению этих примеров можно судить о том, что логосферы двух названных культур различны. А если проанализировать другие типы речевых произведений — проанализировать, сопоставляя формы мысли и формы речи?
Главная идея, которая содержится в сопоставительном исследовании логосфер разных культур, такова. Разные культуры различаются своими логосферами. Лого-сферы, будучи по видимости, по первому впечатлению похожими друг на друга, как похожи покрытые листьями кроны деревьев, могут "в раздетом", "голом", "зимнем" состоянии быть совершенно различными. Контуры, т. е. структуры "скелетов" этих деревьев, резко несходны, как непохожи зимой дуб и береза, клен и ива.
Совершенно понятно желание ученых проникнуть в тайны принципов организации логосфер разных культур и найти "формулу" каждой из них для сравнения, сопоставления. Ведь исследование логосферы — во многом ключ к пониманию специфики менталитетов и менталь-ности народов (менталитет, менталъностъ — способ мышления личности или общественной группы, присущая им духовность, склад ума, мировосприятие). Большое желание определить специфику "русской души", "русского менталитета" можно считать отличительной особенностью гуманитарных наук наших дней — психологии, истории, филологии вместе с лингвистикой. Становится не менее понятно, что выстраивать такого рода исследования на каком-то априорном принципе, отвлеченной идее — дело бесполезное. "Эти попытки всегда будут неудачными, если эта схема будет метафизической, если она будет исходить не из реального человека, его мыслей, поступков, идеалов, но из вымышленного образца, который появляется не из реальных исследований, но
полезная информация от партнеров: http://www.nomer-doma.ru/list.php?c=1&tr=2&n=0&r=7
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .