Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

В самом деле, ведь и о любви можно говорить по-разному. Можно говорить о ней так, как это делают собеседники в диалоге "Пир" или "Федр", используя сократовский риторический образец во всем его богатстве — определить предмет речи (любовь), описать его разновидности, свойства разновидностей, оценить все разновидности и выбрать лучшую, все время аргументируя, доказывая свою позицию. А можно говорить о любви так, как это, по преданию, сделал Будда, окруженный учениками. Он молча протянул одному из них сорванный цветок — это и была речь о любви, молчаливая, бессловесная, точнее, не речь, а значимое отсутствие слова. Ценность слова и, соответственно, значимость молчания в восточных культурах необычайно своеобразна. Известно, например, высказывание, приписываемое основателю одной прославленной школы боевого искусства:
Если ты таньского мастера встретишь в пути — Слов понапрасну не трать, но и мимо не вздумай пройти. Двинь ему в зубы — и пусть объяснится кулак: Подлинный мастер поймет, а иной обойдется и так.
Можно также говорить о любви так, как это делали средневековые трубадуры, — метафорически, сравнивая даму с неприступной крепостью, жалуясь на ее суровость и жестокость, уподобляя любовь рыцарскому поединку или осаде замка. Разные культуры — разные ценности и их иерархии — разные формы мысли и речи об одном предмете.
Именно формы речи в связи с формами мысли, именно "система фраз", отражающая "систему взглядов" в разных культурах, составляет подлинный предмет изучения в рамках сравнительно-исторической риторики.
Теперь мы можем более подробно и внимательно рассмотреть сравнительно-историческую риторику как дисциплину.
3. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РИТОРИКА: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЦЕЛИ, ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Где тот материал, который эта наука изучает? Как говорил в конце прошлого века А. Н. Веселовский, русский филолог, основоположник исторической поэтики,
40

каждый исследователь должен иметь некую область, куда он "заходит охотиться", чтобы вынести из нее свои трофеи. В его книге "Из введения в историческую поэтику" (М., 1940) читаем: "История литературы напоминает географическую полосу, которую международное право освятило как res nullius, куда заходят охотиться историк культуры и эстетик, эрудит и исследователь общественных идей. Каждый выносит из нее то, что может, по способностям и воззрениям, с той же этикеткой на товаре или добыче, далеко не одинаковой по содержанию".
Куда же заходит охотиться исследователь, работающий в рамках сравнительно-исторической риторики? Нет, не в область истории литературы. Не художественный текст служит ему материалом. Свои трофеи он выносит из той обычной, стандартной речевой среды, в которой, как в бурном море, странствует в поисках своих берегов и пристаней жизненная ладья каждого из нас — не художника слова, а любого человека говорящего, Homo eloquens. В этот бушующий океан речи погружен каждый с рождения до смерти, и каждый ищет в этом океане, с помощью своего и чужого слова, истины, а если не истины, то хотя бы убедительности. Это та речевая среда, та стихия живого слова, в которой существует и осуществляет себя каждая личность как носитель определенной словесной культуры. Политик или учитель, гражданин на форуме или школьник, пишущий сочинение, журналист или ученый, вождь или автор "письма к вождю", которое призвано восстановить попранную справедливость, — все мы творим тот материал, который использует сравнительно-историческая риторика. Творим? Да. Если это и не подлинная литература, то эта та "литература на лету", о которой применительно к судебной речи говорил П. С. Пороховщиков (П. Сергеич) в своей замечательной книге "Искусство речи на суде" (М., 1988). Он писал в ней о том, что подлинный художник творит для вечности. Судебный же оратор творит для нескольких судей, для присяжных и для немногих слушателей в судебной зале. Все разойдутся, и речь забудется. Творения художника слова, литератора останутся навсегда. Редко произведения простой речи поднимаются до
41

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .