высот подлинно художественных. Тем не менее ценность этого материала стандартной, массовой речи ничуть не меньше, если использовать его для исследования особенностей форм речи и форм мысли эпохи, для исследования логосферы культуры, для нахождения ее "формулы". Итак, материал сравнительно-исторической риторики — не художественный текст, а речи и тексты, созданные обычными людьми в их обычной и даже обыденной жизни.
Предмет сравнительно-исторической риторики весьма сходен с предметом исторической поэтики. В исторической поэтике предмет составляет "история общественной мысли в образно-поэтическом переживании и выражающих его формах" (А. Н. Веселовский). В сравнительно-исторической риторике предмет, как мы уже заметили, — это формы речи ("система фраз"), отражающие формы мысли ("систему взглядов") той или иной культуры и те особенности, которые принимает "формула прохождения мысли в слово" в данной культуре.
Целью данной дисциплины служит исследование специфики речемыслительных форм различных культур, нахождение "формул логосфер" разных культур. Еще более общей и дальней ее целью является вклад в изучение своеобразия ментальности и духовности народов — создателей и носителей этих культур.
Сравнительно-историческая риторика близка к исторической поэтике, которая, кстати сказать, и развилась, и возникла под сильным влиянием риторических идей, к социолингвистике (особенно в проблематике, связанной с "языком власти"), к традиционной стилистике. Мы имеем в виду, однако, не стилистику как дисциплину, изучающую систему средств выражения в разных сферах общения, т.е. стилистику лингвистическую, а прежде всего учение о стиле в искусствознании, где стиль понимается как "своеобразие речи", специфика форм и средств выражения.
Как же изучать формы речи и мысли? Для ответа на этот вопрос рассмотрим основную категорию сравнительно-исторической риторики — категорию риторического идеала.
42
4. РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
Впервые понятие риторического идеала вырисовывается в диалоге Платона "Горгий", где Сократ говорит о том, что ритор, мастер хорошей речи, говорит не просто так, но всегда держит в голове некоторый "образ", "образец", eidos — идею прекрасной речи. В этом смысле его деятельность ничем не отличается от деятельности любого ремесленника — мастера изготовлять, скажем, горшки или корабли. В отечественной филологии понятие риторического идеала использовано С. С. Аверинцевым в работах, посвященных античной риторической культуре. Напомним, что риторический идеал — это "образ прекрасной речи", существующий не только в сознании ритора, но и в сознании слушателя, короче, в голове любого носителя данной культуры. Эта система наиболее общих ожиданий и требований к хорошей речи.
Риторический идеал, идея хорошей речи, — это, во-первых, существенный элемент самой культуры, общий принцип организации ее логосферы, "скелет дерева" ло-госферы.
Во-вторых, это некая иерархия ценностей — требований к речи и к речевому поведению людей — носителей данной культуры.
Так, например, в культуре античной Греции существовали одновременно во времена софистов и Сократа два таких идеала, причем существовали вовсе не мирно, а в напряженной борьбе друг с другом. Идеал речи "по Сократу" предполагал, что условия хорошей речи — это, во-первых, ее истинность. Во-вторых, ее нравственность, причем нравственность понималась как польза для общественного, а не для личного блага. В-третьих, строгая упорядоченность речи в смысловом и формальном (словесном) отношении.
Идеал софистов был иным. Первым требованием к речи у софистов была ее "подчиняющая", манипулирующая сила. Вторым — ее формальная, словесная красота и изящество. Третьим — ее логическая изощренность и формально-логическая правильность. Было и четвертое, связанное с первыми тремя — возможность самовыражения
43
в речи: хорошая речь для софиста — это прежде всего некая "самореклама", "самоутверждение".
Декор для террариума купить декорации для террариума купить.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .