Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Женщина с присущей немцам обстоятельностью честно и подробно описала причины своего поступка. Если до этого муж был просто недоволен, то после ответа жены он впал в настоящую ярость. В японской культуре такой ответ означает прямой агрессивный вызов мужу: жена должна была промолчать и не говорить до тех пор, пока не получит прощения.
Итак, логосферы различных культур обнаруживают более или менее отчетливое своеобразие.
Вместе с тем очевидно, что иногда между ними наблюдаются поразительно сходные черты. Рассмотрим примеры.
Достоверно известно, что традиционный облик послания — письма, адресованного другу или родственнику, в русской и, скажем, английской культуре различен. Для русского письма характерно начало, содержащее вопросы о здоровье и не просто обстоятельное, но даже несколько жалостливое описание собственного самочувствия. В английской культуре этого нет. А. Б. Ковельман, анализируя тексты писем в Египте времен Птолемеев, заключает: "Со II в. н. э. в письма проникают сюжеты абсолютно нехозяйственные. Речь все чаще идет о физическом и психическом состоянии корреспондентов, прежде всего о болезни и смерти... Все это — неудивительно. Как отметил Э. Ауэрбах, "христианской антропологии с самого начала было свойственно подчеркивать в человеке все, что в нем подвержено страданиям, все преходящее в нем"... С болезнью стали считаться, она превратилась в предлог, отговорку, повод... Затем и писали друзьям и родным, чтобы сообщить о своей немощи, попросить содействия, сочувствия, участия".
Именно раннехристианская идея о ценности и значимости страдания сохранена восточнохристианской церковью и традицией и до сих пор обнаруживает себя в отечественном речевом идеале, в частности, в традиционной тематике и форме изложения в дружеском и родственном письме. По поводу значимости страдания и его уравновешенности радостью в русской культуре ср., например, рассуждения кн. Евг. Трубецкого в лекции "Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи" (М., 1916). Осо-
50
бенности писем и традиционных старорусских бесед при встрече с родными, близкими, друзьями как бы иллюстрируют евангельскую фразу: душа моя скорбит смертельно... Эта традиция сохранилась в отечественной логосфере до сих пор.
Черты древнерусского речевого идеала, в котором высокий статус имели такие раннехристианские этические ценности, как кротость, скромность, смирение, до сих пор обнаруживаются в типичной речевой реакции наших соотечественников на комплимент. Пример: "Какое у вас красивое платье! Как оно вам к лицу!" Типичный ответ англичанки: Oh, really! Thank You. I'm so glad you like it (Правда? Спасибо. Я так рада, что оно вам нравится). Ответ нашей соотечественницы: "Ну, что вы! Оно совсем старое!" (Или: "Ах, подумаешь, ничего особенного".) Это риторическая фигура meiosis — нарочитое самоуничижение, демонстрация скромности, нежелания быть объектом прямой похвалы.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА
О том, что речь людей в определенной степени обусловлена их жизнью, особенностями общественного устройства, догадались давно. Аристотель пишет в "Риторике": "...Так как можно убеждать не только посредством речи, наполненной доказательствами, но и этическим способом... нам бы [ораторам] следовало знать нравы каждой из форм правления, потому что нравственные качества каждой из них представляют для них самих наибольшую убедительность". (Имеются в виду демократия, олигархия, аристократия, тирания, цели которых, по Аристотелю, соответственно: свобода; богатство; воспитание и законность; защита. Оратор должен, убеждая, учитывать именно эти цели.)
Итак, по Аристотелю, форма правления имеет некую ведущую цель и соответствующие ей нравственные ценности, и речь оратора, чтобы быть убедительной, должна соответствовать той системе ценностей, которая принята при данной форме правления.
51

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .