Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Это значит, что риторический идеал — представление о хорошей речи — определяется социальной структурой. "Необходимо, таким образом, знать, — заключает Аристотель, — сколько есть видов государственного устройства... и какие обстоятельства... могут способствовать гибели данной формы"... (Далее, кстати, следует такой пассаж: "Демократия гибнет не только при чрезмерном ослаблении, когда она под конец переходит в олигархию, но при чрезмерном напряжении, подобно тому, как крючковатый и сплюснутый нос не только при смягчении этих свойств достигает умеренной величины, но и при чрезмерной крючковатости и сплюснутости принимает уже такую форму, которая не имеет даже вида носа").
Римлянин Сенека Младший сказал: "Речь людей такова, какова их жизнь", так повторив и далее прокомментировав в "Нравственных письмах к Луцилию" известную латинскую пословицу.
Лингвисты и политологи пришли к осознанию важности этой проблемы, проблемы связи структуры лого-сферы и структуры общества, устройства речи и устройства жизни, недавно — в конце XX столетия. "Современная политология признает невозможным рассмотрение политических структур и процессов в отрыве от рассмотрения обслуживающего их языка (Ealy St. D. Communication, speech and politicks. Habermas and political analysis. — Wash., 1981). Ближе всего к предлагаемой в настоящем курсе концепции сравнительно-исторической риторики, пожалуй, концепция Дж. Хабермаса (Habermas J. Knowledge and human interests. — Boston, 1971). Однако в этой концепции не используется понятие "речевой идеал". Автор обращается к ряду не вполне определенных в его исследовании категорий: "нормы речевого общения", "коммуникативная компетенция". "Нормы речевого общения" предполагают, по Хабермасу, "не только некоторую идеальную ситуацию речевого общения, но и идеальную форму общественной жизни, основные параметры которой представлены условиями идеальной речевой ситуации".
Итак, по Хабермасу, можно представить отношения между существующими в обществе "нормами речевого общения" и социальной структурой следующим образом:
52
идеальная форма общественной
Предлагаемая мною концепция рисует сходные отношения так:
Социальная— —преобладающий — структура тип структуры
речевой ситуации
риторический идеал
Парадигма— —речевые (риторичес-_____/
культуры кие) традиции в их
иерархии
Как видно, различия концепций существенные. Противоположны направления отношений. Мы исходим из "реалий" социальной и культурной парадигматики. Столь же реально то, что в каждом типе общественного устройства в действительности преобладают определенные типы речевых ситуаций. Скажем, в автократическом сообществе реально преобладают ситуации с иерархией участников, обладающих разным статусом по отношению друг к другу и, соответственно, разным "правом на речь".
Приведем пример из речи современной нам писательницы Виктории Токаревой (интервью программе "Эхо планеты" 8 марта 1995 г.). В. Токарева описала речевую ситуацию из своей семейной жизни таким образом (далее приводим запись из интервью):
Муж : О тебе там в газете статья, причем, знаешь, не слишком лестная.
Виктория: Где газета?
Муж: Да там, на окне лежит.
Виктория: Придем, выбросишь в мусоропровод!
К сожалению, письменно передать безапелляционность тона приказа, в котором эти речевые формы прозвучали, невозможно. Заметим, что сама писательница определяет период "застоя" в нашей стране как время своего "расцвета". Участники речевой ситуации — писательница и
53

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .