Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

сколько в самом деле они религиозны, как бы остается в стороне. Слушатель проповеди, соотечественник воспринимается и принимается оратором как родной, как брат. Этот образ семьи и братства в проповеди соответствует ключевой для православной культуры категории соборности (см., например, в трудах митр. Антония (Храповицкого), в работах Н. Федорова, в которых говорится об опасности "небратских состояний" общества и о путях их преодоления). Общности родины и культуры достаточно здесь для того, чтобы пренебречь прочим. Это общее важнее всех других различий, которые понимаются как второстепенные. Такая позиция риторически проявляется в том, что проповедь обращена к единому адресату (проповедник не "делит" аудиторию на социальные группы и на группы по отношению к вере), в том, что собственные задачи как верующего оратор не отделяет от некоей общей для всех соотечественников-верующих и неверующих — духовной задачи, в том, наконец, какой смысл имеет в его речи категория "мы". В отечественной философии и в православной культуре эта категория особенно важна. "Мы" — это не одинаковые "щепки", "капли", "единицы", но такое "слияние сущностей", которое "не уничтожает их самобытности" (С. А. Асколь-дов). Чужая душа — не тождественность собственной душе, но братская ей сущность. Речь православного проповедника демонстрирует то "твердое чувство реальности чужой души, которое характерно для наших (т. е, свойственных русским) отношений с людьми" (В. В. Зеньков-ский). Все это и означает, что между собеседниками, между говорящим и аудиторией существует симметричное, субъект-субъектное отношение. Именно "твердое чувство реальности" чужой души обусловливает тот тип отношений между оратором и аудиторией, который, анализируя проповедь, О. Серебрякова назвала "наставнически-братскими".
Противоположна в этом смысле проповедь американская, евангелическая. Оратор-проповедник воспринимает аудиторию как совокупность нескольких групп. Первая — верующие давно. Вторая — новообращенные. Третья, подавляющая по числу членов, — "варвары", неверующие. Задача проповедника — обратить их к Хрис-
64
ту. Это задача миссионерская. Как осуществляется эта задача? Оратор видит адресата как некую "пустоту", которую надо заполнить своим собственным содержанием, заменить отсутствующую или наличную ("неправильную") картину мира (в отношении к вере) собственной картиной — "правильной". При этом он совершенно не учитывает, что аудитория представлена носителями хотя и значительно нарушенной, но все же древней культуры. (Помню, как были удивлены американцы-мормоны, обратившиеся ко мне на улице с вопросом о том, верую ли я в Христа, когда мне пришлось ответить, что моя родина приняла христианство в X в. н. э., а Соединенные Штаты возникли заметно позже.) Риторический идеал американских проповедников отражает наследие философского монологизма, который, как говорил М. М. Бахтин, "знает лишь один вид познавательного взаимодействия между сознаниями: научение знающим и обладающим истиной незнающего и ошибающегося". Речь евангелиста строится на том субъект-объектном образце отношений, который применительно к педагогическому общению замечательно описал еще Ян Коменский в "Великой дидактике": "Вас, взрослых, которые только себя считаем людьми, а вас обезьянками, только себя мудрыми, а вас глупыми, только себя красноречивыми, а вас бессловесными, посылают в вашу школу..."
Итак, если православный проповедник говорит, чтобы пробудить ответное религиозное чувство, пусть всего лишь дремлющее, но долженствующее проснуться у человека-брата, то американский проповедник — чтобы "заполнить пустоту" в душе адресата "своим" содержанием или чтобы "выкинуть ненужное", а затем заполнить образовавшуюся лакуну.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .