Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

В этом фрагменте философ говорит о прекрасной речи тоже прежде всего как о мыслительном деле, интеллектуальном труде и игре, как о деле глубоко страстном и не только умственно, но и эмоционально напряженном и насыщенном, и уж отнюдь не холодном, и также как о деле прекрасном, эстетически значимом. Не "окутывать" и скрывать реальность, а исследовать, осмысливать, структурировать ее призвана хорошая речь в лосевском понимании. И сегодня прекрасную речь можно сравнить с речью древнегреческого оратора Демосфена, о которой Г. Д. Давыдов, автор книги "Искусство спорить и острить" (Пенза, 1927) сказал: "Не ищите у него украшений: там имеются только доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез". Современная хорошая речь— это некая "литературная геометрия", результат усиленной мыслительной работы, соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Это речь скорее мужественно логичная и строгая, чем женственно изящная и украшенная.
Итак, хорошая современная речь — это речь умная. Но это также и речь не просто умная, но устремленная к истине и прекрасная своей стройной структурой и логикой, своей упорядоченностью. Кроме того, это речь не нейтральная по отношению к нравственности, т. е. добрая и правдивая.
Можно думать, что современный отечественный идеал красноречия сохраняет черты, определявшие его с древности, и по-прежнему строится на триединой гармонии б
речи мысли, красоты и добра.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ. РИТОРИКА И СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Естественно желание узнать, каковы же истоки такого риторического идеала. Мы живем в эпоху риторического Возрождения. Существенной чертой риторического Ренессанса является обращение к истокам, к периоду возникновения, становления и расцвета классической античной риторики. Именно в античной риторической классике скрываются корни отечественной словесной культуры. Однако классическая риторика настолько многообразна и неоднородна, жизнь риторических идей в античности настолько напряженна и насыщена таким богатым и различным содержанием, что и среди всего этого многообразия и богатства нужно найти те образцы, которые были восприняты русской культурой наиболее полно и повлияли на отечественную речевую традицию наиболее сильно. Таковы риторическая деятельность и идеи Сократа, отраженные в диалогах Платона и воспринятые учеником Платона — Аристотелем, развившим эти идеи в трактате "Риторика", оказавшем определяющее влияние на становление риторики как дисциплины и дальнейшее развитие ее в позднейшей европейской культуре.
Перед тем как приступить к рассмотрению платоновских диалогов, необходимо внимательно обдумать и особенно ясно представить себе, почему риторика возникает именно в Афинах и именно в период VI—V вв. до н. э. Что послужило причинами того, что у греков появился в это время тот "небывалый культ слово", о котором говорит А. Ф. Лосев? В чем проявлялся этот "культ", из которого естественно выросла целостная и богатейшая культура слова, оформившаяся в особую обобщающую дисциплину и более того — философию жизни и общения, т.е. риторику?
Если история как Дисциплина, философия и искусство имела в Греции лишь одну покровительницу — музу Клио,
10

Читайте также: отзывы о средстве для роста ресниц Карепрост

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .