Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

то красноречие находилось в ведении целых трех, и не каких-то там муз, а настоящих богинь. Это были Пейто — богиня убеждения (по гречески peito — убеждаю), да еще две Эриды — богини спора (от eridzo — спорю). Эрид, богинь спора, было две, так как греки отличали спор "конструктивный", направленный на достижение истины, от спора "конфликтного", подлинной целью которого являет-ся не выяснение истины о предмете, а борьба с противником и победа в этой борьбе {агоне, откуда русское слово агония — борьба со смертью). Соответственно, красноречию благому, "гармонизирующему", покровительствовала и Эри да благая, а красноречию борьбы — агоналъному красноречию — именно вторая Эрида, "злая". Различия и даже противоположность этих моделей спора получили у греков терминологическое выражение: спор, направленный на нахождение истины, был назван диалектикой, тогда как спор агональный — эристикой.
Отвечая на вопрос о закономерности возникновения риторики, мы основываемся на следующей позиции: "Беспокойный V век до н. э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как за-ядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего, а среди богов почитают Пейто — богиню убеждения" (Лосев А. Ф., Тахо-ГодиА.А. Платон: Жизнеописание. — М., 1977).
Очень важно и отнюдь не случайно, что рождение риторики — мастерства слова, свободной живой речи — происходит во времена афинской демократии. Ведь свободный гражданин — aner politicos — реально мог повлиять на решение собрания и, следовательно, на судьбы своего государства и нуждался для этого в необходимом инструменте — мастерском владении убеждающей речью.
Первыми теоретиками и практиками красноречия стали софисты — "бродячие учителя красноречия",
11
или, как называет их А. Ф. Лосев, первые европейские интеллигенты — профессиональные преподаватели риторики. Первый известный риторический трактат принадлежит некоему Кораку (Кораксу)из Сицилии, учителю авторитетнейшего и знаменитого Г о р г и я , настолько прославившегося своим искусством слова и умением обучать этому искусству, что именно его и считают по традиции "отцом риторики". Не случайно ему и посвящен целый отдельный диалог Платона — "Горгий", о котором подробно пойдет речь дальше.
Принято считать, что риторика — дитя демократии. Но риторика — предмет весьма и весьма многообразный и даже в определенном смысле двуликий, как Янус. Поэтому о ней существует и прямо противоположное мнение, связывающее нашу дисциплину и риторическую практику с иным типом общественного устройства. В 1913 г. историк Э. Берне, изучая эпохи Диоклетиана и Константина, отметил прямую связь риторики с деспотизмом: "Ввиду отсутствия свобод и старого юридического духа императорский режим нуждался в убеждении и насилии. Он превозносил чистоту своих намерений и мудрость своих деяний, обращался к религиозному чувству и доброй воле чиновников. Риторика оказалась лишь вечной принадлежностью вечной восточной деспотии, возрожденным стилем восточного этикета" (Ковелъман А. Б. Риторика в тени пирамид. — М., 1988).
Да, существуют риторика и риторика, и обслуживают они разные социальные модели, являясь принадлежностью соответствующих этим моделям культур.
Это различие русский филолог Б. Томашевский даже предложил фиксировать разными написаниями самого слова: рЕторика (старое написание) и рИторика (новый вариант). Эти различия и станут одним из основных предметов рассмотрения в настоящем курсе.
3. РИТОРИКА КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА "ГОРГИЙ"

дрова с доставкой

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .