Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Теперь, рассмотрев основные особенности речи самого лидера "монархического" типа на примере анализа речевого поведения И. Сталина, обратимся к тому, как "играло короля" его окружение. Даниил Андреев пишет, что Сталин "сумел слить голоса остального ( не посаженного за решетку) населения в неумолчном гимне — ему, только ему, любимому, мудрому, родному", и это справедливо. Речь массы в тоталитарной логосфере структурируется именно таким образом, чтобы "играть короля", превращаясь в речь по преимуществу эпидейктическую — не "содержательную", а "хвалебную" (ср. "гимн") по отношению к вождю и партии или в "хулу" по отношению к "врагам". Тот индивид, который "не встраивается" в уготованную для него в этой логосфере речевую модель эпидейктики, обречен на гибель — гибель физическую. Тот же, кто встроился, получает возможность с Помощью навязанной ему речевой модели не только выжить, но нередко и спекулировать своим речевым поведением, получая определенные и вполне конкретные жизненные преимущества. В качестве примера приведем финал "научного" доклада Ольги Борисовны Лепешинской (май 1950) — "открывательницы" самозарождения живого "вещества" из неживого (эта фигура в науке аналогична Т. Д. Лысенко): "Заканчивая, я хочу принести самую глубокую, самую сердечную благодарность нашему великому учителю и другу, гениальнейшему из всех ученых, вождю передовой науки, дорогому товарищу Сталину. Учение его, каждое высказывание по вопросам науки было для меня действительной программой и колоссальной поддержкой в моей длительной и нелегкой борьбе с монополистами в науке, идеалистами всех мастей. Да здравствует наш великий Сталин, великий вождь мирового пролетариата!" (Рапопорт Я. Л. На рубеже двух веков: Дело врачей 1953 года. —М., 1988. —С. 260).
Попробуй после этого возрази автору доклада!
Автор цитированной выше книги Я. Л. Рапопорт приводит случай, когда профессор, чьи лекции вызывали претензии студентов и администрации, при проверке за-
107
явил: "Чем вы недовольны, каждая моя лекция заканчивается аплодисментами аудитории!" И верно, после финала, аналогичного приведенному выше, иная реакция была просто невозможна.
Приведенный выше фрагмент — это пример одной из многих образованных в тоталитарной логосфере нашей страны риторических формул — формулы хвалы вождю в заключении публичной речи. Образование таких формул и вырождение живого слова в набор таких устойчивых формул -— одна из характернейших черт риторики тоталитарного сообщества. Если речь лидера в тоталитарной логосфере обращается в монолог, то речь подданных в ней выглядит как последовательность воспроизводимых, а не творимых в процессе речи, единиц — устойчивых формул эпидейктической природы. Набор таких формул образует как бы "словарь" логосферы подданных, откуда они черпают "цитаты". Образцом для формирования единиц этого словаря является речь лидера.
Сравним с этими особенностями структуры логосферы тоталитарного общества характерные черты "новояза" из романа Дж. Оруэлла "1984". Основной принцип устройства "новояза" — "сделать речь, в особенности такую, которая касалась идеологических тем, по возможности независимой от сознания". "Партиец... должен был выпускать правильные суждения автоматически, как выпускает очередь пулемет. Обучением он подготовлен к этому, новояз — его орудие — предохранит от ошибок... Выразить неортодоксальное мнение сколько-нибудь общего порядка новояз практически не позволял... Идеи, враждебные ангсоцу, могли посетить сознание лишь в смутном, бессловесном виде, и обозначить их можно было , не по отдельности, а только общим термином, разные ереси свалив в одну кучу и заклеймив совокупно". И еще: "По своим воззрениям член партии должен был напоминать древнего еврея, который знал, не вникая в подробности, что все остальные народы поклоняются "ложным богам". Ему не надо было знать, что имена этих богов — Ваал, Осирис, Молох, Астарта и т. д., чем меньше он о них знает, тем полезней для его праведности".

https://sonnyj-kot.ru/

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .