Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Итак, мы видим, что принцип устройства логосферы "для масс" — разлучение мысли и слова, когда речь со-

108
ставляется, как из кубиков, из готовых деталей, риторических формул цитатной природы, не требуя и вовсе не подразумевая мысли, — одинаков в вымышленном "новоязе" Оруэлла и во вполне реальной логосфере, существовавшей в нашей стране в тоталитарный период.
Эта логосфера "для масс" структурируется и создается на основе одного, единого образца — речи лидера. Из последней берется и структура речи, и составляющие "заготовки" — цитаты и формулы хвалы и хулы. Как и речь лидера, речь массы отличается монологичностью по форме и содержанию, воспроизводимостью штампов и клише, агональностью (господством принципа борьбы и резкостью бинарных смысловых оппозиций, противоположностей — хвалы и хулы, черного и белого, хорошего и плохого), оторванностью слова от мысли, слова от истины, слова от дела.

Лекция 9

РИТОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛИДЕРА
"ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО" ТИПА: "ПУТЬ
НАВЕРХ" И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. ИССЛЕДОВАНИЯ РИТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СТАНОВЛЕНИЯ "ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО" ЛИДЕРА
Займемся теперь анализом речевого поведения лидера второго типа — лидера, идущего к власти и, даже достигнув ее, сохраняющего тот тип речевого поведения, который характерен для создания харизмы лидера борющегося.
Для этого обратимся к исследованиям в области речевого поведения — к работе Фредерика Эриксона из Мичиганского государственного университета, которую мы называли уже в прошлой лекции. В его исследовании формирования харизматического лидера в группе негри-
109
тянских подростков США установлено, что основным средством создания такого образа (имиджа) выступает именно риторика, точнее риторическое мастерство, красноречие претендента на лидерство в группе. "You gotta walk that walk and talk that talk" ("Ты должен пройти этот путь и сказать свою речь") — вот как говорят негритянские подростки о "пути к власти" с помощью речи, красноречия.
Как же это происходит? Что характерно для речевого поведения лидера на пути к доминирующему статусу в группе?
В беседе компании подростков речь выступает как главный способ "самодемонстрации" (self presentation, personal display). Беседа — соревнование риторов, каждый из которых демонстрирует себя с помощью речи: рассказываются истории, ведется диалог. Кто же выигрывает? Это человек, который обладает следующими способностями.
1. Обнаруживает умение осуществлять тесный контакт и непрерывное активное взаимодействие со слушающими — аудиторией (собравшейся компанией). Он все время обращается за поддержкой к аудитории, вызывая возгласы согласия, одобрения. Один из подростков прямо говорил автору: я жду сигналов одобрения и руководствуюсь реакцией слушателей, как капитан корабля — светом сигнальных огней. Call and response — обращение к аудитории и ее ответ — вот из чего состоит такой дискурс. То же характерно для негритянской проповеди и блюза. В конце фразы негритянский проповедник нередко говорит: "Let the church say Amen" или "Will somebody help me?" (Пусть церковь скажет: "Аминь!" "Кто мне поможет?"), как и в конце музыкальной фразы певец блюза произносит: "Will somebody help me?" (Кто мне поможет?) или подходит к краю сцены, останавливается на последней ноте и держит паузу, пока публика не закричит: "That's right" {Верно!) или "Tell it!". (Продолжай!) Это активный диалог с аудиторией, и формы этого диалога в блюзе не менее разнообразны, чем в речевом поведении лидера, ищущего своей харизмы. Так, певец "разговаривает" с оркестром, с инструментом "Talk to me" (Поговори со мной) — обращается он к гитаре, и гитара повторяет его последнюю музыкальную фразу. Особенно
110

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .