Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

важно, что этот диалог не равноправного , а агонистического и иерархического типа: "беседа" певца и оркестра, певца и гитары, певца и публики происходит при выраженном доминировании "главного лица" — певца, а кроме того, носит характер соревнования, борьбы. То же можно сказать и о диалоге священника и паствы в негритянской церкви, и о диалоге претендента на харизму лидера с компанией друзей. Соревновательный (агональный) и иерархический характер диалога тем не менее предполагает активное сотрудничество лидера и слушателей: первый все время напоминает аудитории, что нуждается в ней, постоянно обращается к ней за поддержкой и получает эту поддержку в виде реплик ободрения и одобрения в ключевых пунктах смыслового движения речи или песни. Таким образом, этот диалог есть и как бы сотворчество лидера и слушателей, и вместе с тем их борьба.
2. Это человек, который умеет сообщить своей речи эмоциональное развитие и движение по нарастающей, вплоть до эмоционального пика — кульминации повествования, некое crescendo. Нарастают темп, громкость, эмоциональная сила речи внутри каждого эпизода повествования, после чего следует кульминация и спад эмоционального напряжения. Затем начинается новая история или следующий эпизод, и все повторяется. Если дискурс происходит в виде последовательности отдельных анекдотов, то для конца этой "цепи" оратор приберегает эпизод, анекдот или рассказ, самый сильный в эмоциональном отношении, пусть и логически не связанный с предыдущими.
Таким образом, в эмоциональном (и звуковом) отношении речь не ровная, а состоит из ритмических "всплесков" с резкими "фронтами" эмоции, тона, темпа, громкости.
В классической риторике эти же задачи выполняла (и сейчас сохраняет в ораторской речи) специальная риторическая фигура — период, с нарастающей частью — протасисом — и ниспадающей — аподозисом.
3. Это человек, который употребляет две стратегии речевого воздействия:
а) либо воздействующая сила речи достигается путем "заученной неискренности" (стратегия slackness), когда
111
оратор блещет остроумием, привлекает аудиторию тем, что открыто ей манипулирует;
б) либо ритор идет на полное "самораскрытие", привлекает исповедническим тоном, даже "плачется" аудитории "в жилетку", апеллируя к состраданию, вызывая сочувствие и жалость, "давит на эмоции", пробуждает сочувствие к себе и одновременно — ненависть и ярость к "врагам" (стратегия "soul").
4. Это человек с образной и риторически совершенной, насыщенной риторическими тропами и фигурами речью: метафора, притча, яркая и точная деталь, повтор, параллелизм конструкций, парафразы — все это в его речи встречается заметно чаще, чем в речи товарищей.
5. Он говорит больше (чаще и дольше) по времени, чем остальные. Чаще начинает новые темы, инициирует (вводит) их и добивается того, что введенные им новые темы становятся предметом обсуждения. Для этого он активно перебивает "конкурентов", а от слушателей добивается знаков одобрения и интереса. Перебивание соперников, которые тоже хотели бы что-то рассказать, осуществляется с помощью все более и более громкого повторения "своего начала" — начала своей фразы — до тех пор, пока конкурент не замолкнет. Если же случается так, что претендент на лидерство примыкает к слушателям, то в своих ответных репликах он не просто выражает одобрение или поддержку оратора, а дает новую информацию, предлагая новую (свою) тему и так "вытесняет" прочих участников, как кукушонок выбрасывает из гнезда других птенцов, снова завладевая всеобщим вниманием и переходя к монологу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .