Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Перейдем теперь к анализу платоновских диалогов. Постараемся сперва объяснить, почему эти классические источники мы считаем столь важными, что уделяем
12
именно им специальное внимание не в теоретической работе, а в лекциях для студентов. Для этого есть как общие мировоззренческие и социальные, так и специально-риторические основания. Начнем с первых.
По нашему убеждению, риторика как предмет преподавания в гуманитарном вузе ценна и значима (кроме всего прочего) потому, что именно она позволяет сделать знание, некогда предназначенное и "приличное" лишь "посвященным", знание, которое приобрело роль "элитарного", а следовательно, некий статус "знака элитарной принадлежности", — сделать это знание доступным не только для "интеллектуалов", воспитанных под сенью немногих образовательных заведений для избранных, но и для любого культурного человека. Потому и относиться сегодня к классическим источникам следует иначе, чем прежде. Если еще несколько десятилетий назад чтение платоновских диалогов было привилегией избранных, то сегодня ничто не мешает тому, чтобы любой образованный человек мог включить эти основы европейской культуры в собственную картину мира, рассматривая эти памятники культуры не как экзотические редкости, а как свои собственные корни и как свое собственное достояние и наследие. Так что всем, кто получает гуманитарное образование, следовало бы относиться к необходимости прочитать диалоги Платона, "Риторику" Аристотеля, трактаты Цицерона и другие классические тексты как к задаче естественной и необходимой. Риторика возвращает общество к его собственным культурным корням, обнаруживает их, делает очевидными, доступными и вновь родными. Для нашего же общества в его современном состоянии это более чем необходимо.
Теперь рассмотрим собственно риторические особенности названных текстов, имеющие для нас особую важность.
Впервые в европейской философско-словесной культуре Платон делает саму форму диалога основной для философского изложения и вообще размышления. "Древнегреческая философия доплатоновского времени или, как ее еще называют, досократовская, излагала свои идеи часто в форме загадочно-афористического мудрого поучения, в стихах или прозе", — пишут А. Ф. Лосев и А. А. Та-
13
Хо-Годи. Кроме того, принятый в европейской культуре образец речи и размышления о предмете (необходимость определения предмета, возведения к общему роду и поиски видового отличия, рассмотрения его разновидностей и оценки их, общего вывода-заключения и пр.) — восходит именно к философско-риторической деятельности Сократа, отраженной в диалогах Платона.
Начнем с диалога "Горгий". Само название этого диалога, как и участвующие в нем собеседники, для истории риторики имеют фундаментальное значение. Горгий — историческое лицо, известнейший софист, признанный "отец", основатель риторики. Обучаясь у Корака из Сицилии, Горгий совершенно затмил своего учителя и стал среди софистов благодаря своему ораторскому дару и выучке фигурой не просто знаменитой, но выдающейся. Пол, ученик Горгия, тоже реальное лицо, софист, автор сочинения "Музей слов", а значит, человек, непосредственно причастный к словесности. Калликл — молодой аристократ, представитель афинской "золотой молодежи", пресыщенный юнец, в диалоге представляющий философию "естественного права" — права сильного, поучающий Сократа, как следует вести себя человеку житейски мудрому, желающему, потакая своим желаниям, насладиться жизнью. Его жизненный ориентир и цель — угождать собственным потребностям, его голос — голос обывателя, трезвый и разрушительный в своей непобедимой логике здравого житейского смысла. Мы бы сказали, что в этом голосе слышатся знакомые современному российскому читателю интонации Дейла Карнеги.

дополнительная информация здесь

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .