Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

раса — понятия биологического, антропологического круга. С полной уверенностью можно сказать поэтому, что идеология немецкого фашизма основана на вульгарно понятом дарвинизме, на основном понятии дарвинской теории — "борьбе за существование", распространенном на человека и человеческое общество. Основным субъектом борьбы в идеологии и риторике нацизма выступает не класс, в отличие от марксизма, не вид, в отличие от дарвинизма, но раса, нация (ср. термин национал-социализм). Ср. фразы в "Майн кампф": "Грех против крови и расы — наследственный грех этого мира и конец предающегося ему человечества". Каждая раса "четко определена наружно и внутренне соответственно своей природе". Основатели и носители культуры — только "арийцы".
Семантическое поле, собранное, стянутое вокруг понятия "расы" как кровного единства людей, и семантическое поле, объединенное ключевым словом борьба (война, насилие и пр.) в совокупности определяют необычный интерес нацистских идеологов и практиков к реалии, понятию и слову кровь в его прямом значении. Кровь пролитая, кровь льющаяся возбуждает и волнует нацистских лидеров, как хищников, родство с которыми для подлинного арийца постулируется в нацистской идеологии. Ср. записи из "Дневника" Геббельса: "Убийство! Первый признак бури! Семя крови, из которого взойдет новый рейх!" Или: "1 мая 1929. Без кровопролития не обойдется", "2 мая 1929. Еще ночью произошли кровавые события", "23 сентября 1929. Да, пролилась кровь" и т. п. Всякий раз при таких записях в дневнике из контекста следует, что появление крови вызывает у автора удовлетворение и даже радость, хотя на первых порах пути к власти это нередко кровь единомышленников, товарищей по партии.
Третье ключевое слово-понятие в риторике нацизма — превосходство. Это слово организует вокруг себя понятия и слова-термины иерархии. Мир людей разделен на расы, как мир животных и растений — на виды. Однако Гитлер по-своему поправляет Дарвина: расы людей не равноправны. Если хищные и травоядные в мире животных необходимы друг другу и в этом смысле равноправны, то человеческие расы делятся на "высшие" и "низ-
122
шие", причем верхние члены этой иерархии вовсе не зависят от нижних. Хищник зависит от жертвы. Высшая раса вовсе не нуждается в низшей: даже рабы не так уж необходимы, а если и нужны, то только на первых этапах освоения пространства. Более того, низшая раса мешает, даже будучи порабощенной. В ней всегда таится угроза, она занимает пространство. Поэтому аналогия с миром животных отнюдь не полна: низшие расы обречены на уничтожение, тогда как жертвы в мире зверей необходимы, чтобы жили хищники. К семантическому полю иерархии относятся слова-понятия, выражающие термины иерархии: господа и рабы, высший и низший и т. д.
Приведем подтверждающую цитату из дневника Йозе-фа Геббельса 1924 г.: "Разве природа не чудовищно жестока? Разве борьба за существование — между человеком и человеком, государствами, расами, частями света —не самый жестокий в мире процесс?- Право сильного — мы должны вновь явно увидеть этот закон природы, и тогда вновь разлетятся все фантазии о пацифизме и вечном мире... Нынешний мир заключен за счет Германии. Рассуждайте о мире, когда 60 миллионов живет в рабстве. Неужто 60 миллионов не сломают ваше ярмо, как только почувствуют в себе силы? Что вы болтаете о пацифизме? Разве- мы не хотим вернуться к природе? Проповедуйте пацифизм перед тиграми и львами! (Заметьте ряд слов: сильный, сила, львы — сильные, хищные животные.) Что ж ты хочешь от меня, если я сильнее?"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .