Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

"7 октября 1929. Мужчины обабились. Мы, немногие мужчины, можем поэтому принести немало пользы", — пишет в дневнике Геббельс, повторяя расхожие нацистские фразы. Мужчина есть иерарх: он силен, он зоологический глава — самец и защитник в своей семье и для своей расы, он же — беспощадный враг, "хищник" по отношению к расе чужой. Функция мужчины — умножать свою расу и обеспечивать ей жизненное пространство в боях с чужими (низшими) расами. Свойства мужчины — жестокость, решительность, борьба. Ср. запись Геббельса в дневнике: "29 марта 1932. Фюрер развивает совсем новые мысли о нашем отношении к женщине. Для предстоящих выборов это чрезвычайно важно... Мужчина — организатор жизни, женщина — его помощник и исполнительный орган. Эта точка зрения современна и поднимает нас высоко над сентиментализмом немецких народников". Термины государственного устройства распространяются и на отношения полов.
Терминология пола обильно и вполне естественно, если учесть сказанное об особом отношении оратора и массы в нацистской логосфере, употребляется в нацистских текстах применительно к отношениям лидера и народа (массы), оратора и толпы (аудитории): так, в текстах дневников Геббельса фюрер нередко упоминается в таких контекстах, где трудно отличить страсть к женщине от страсти к самому фюреру.
"6 февраля 1926. На моем столе ряд новых портретов Гитлера. Восхитительно!.. Тоска по сладостной женщине!"
Или из "Майн кампф": "Как женщина, которая... из-за иррациональной, чисто эмоциональной тоски по дополняющей ее силе охотней склонится перед сильным, чем будет господствовать над слабым, так и масса предпочитает господина, а не просителя".
125
Итак, анализ важнейших ключевых слов и семантических полей логосферы фашистской Германии позволяет заключить, что и эта логосфера, и связанная с ней идеология прежде всего представляют систему биологических понятий, заимствованных из примитивно понятой теории дарвинизма и дилетантски осмысленных отрывочных фрагментов зоологического знания. Напротив, идеология марксизма оперирует понятием класса как 'основной единицы социальной системы и субъекта борьбы в человеческом мире, и соответственно, видит все же в человеке нечто человеческое, а точнее, не зоологическое. Именно поэтому столь различны смысловые (семантические) поля и ключевые слова в сопоставляемых ло-госферах. Главное ключевое слово логосферы тоталитарного общества в России — правильно — подразумевает аксиологию, истинность идеи и речи и во всяком случае ставит вопрос об отношении речи и содержания сознания к онтологии, сущему. В риторике и идеологии фашизма в Германии этого вовсе нет. Разум, истина, а соответственно, правильное и неправильное — это не та терминология и не тот уровень обсуждения, не те семантические поля, которыми оперирует нацистская риторика и фашистский харизматический лидер.
3. РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ
МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВОЙ АУДИТОРИЕЙ
В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
Выделив эти принципы и средства, выстроив их иерархию по значимости в данной конкретной логосфере, мы получим представление и о внутренней структуре, и о внешнем облике, своеобразии этой логосферы. Как мы увидим, наш пример даст возможность некоторых обобщений, так как с его помощью мы сможем получить некое общее представление о системе структурирующих риторических принципов и о системе конкретных риторических средств логосферы "анонимного" тоталитарного агрессивного сообщества, отвлеченного от его реальных исторических проявлений.
1. Упрощенность ("редукция смысла"). В соответствии с общериторическими законами, требование учета
1
126

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .