"фактора адресата" в фашистской риторике, обращающей речь к широким массам слушателей, выполняется в постулировании и практическом выполнении не принципа простоты, но именно упрощенности речи как по смысловому содержанию, так и по форме (образы и структура речи). Принцип упрощенности речи действует как вполне осознанный, отрефлектированный нацистскими пропагандистами. Потому мы говорим о том, что он ПОСТУЛИРУЕТСЯ. Фашистские ораторы не только ОСОЗНАЮТ важность этого принципа для обращения речи в действенное орудие и оружие, но и находят, заново "изобретают" вполне конкретные пути его реального ИСПОЛНЕНИЯ. Потому можно говорить и о "практике упрощенности речи" в нацистской риторике. В самом деле, оратор в речевых ситуациях "проповедования на площади" использует речь как действенное орудие влияния на широкую массу (при массовом адресате аудитория "по определению" разнородна, разнообразна и по возрасту, и по интересам, и по уровню интеллекта и информированности). Сложная по смыслу, образности, структуре речь в этом типе речевых ситуаций не годится: она не будет действенной.
Вспомним запись Йозефа Геббельса в дневнике 1924 г.: "Надо заново найти для всего простые слова, иначе мысли сбиваются..." Нацистский оратор прежде "находит простые слова" в своей внутренней речи, а затем обращает их к массе. В "Майн кампф" читаем, что масса "в глубине души принимает учение, которое не терпит рядом с собой никакое другое, чем дозволенность либеральной свободы, с которой она не знает, что делать, и легко теряется". Действительно, в речи оратора "либеральная свобода", при которой для рассмотрения и оценки предоставляются разнообразные варианты выбора, для широкой массы, с точки зрения фашистского оратора, неприемлема в первую очередь именно потому, что требует от нее (массы) некоей самостоятельной работы — труда мысли и чувства. Эту работу призван сделать за массу лидер (оратор), "найдя простые слова", а значит, упрощая картину и делая выбор первым и самостоятельно. Масса, в данной риторической и социальной модели, с благодарностью принимает "результаты", так как они избавляют
127
ее от лишних усилий. "Плюрализм" с этой точки зрения приемлем для массы тогда, когда одна из позиций выбирается и навязывается лидером как единственно верная, а значит, неприемлем в принципе. Поэтому Гитлер в "Майн кампф" и пишет: "Способность восприятия масс очень ограниченна и слаба. Принимая это во внимание, всякая эффективная пропаганда должна быть сведена к минимуму необходимых понятий, которые должны выражаться несколькими стереотипными формулировками".
Итак, первая задача — найти минимальный набор понятий для своей (предлагаемой) идеологии.
Вторая задача — найти для этих понятий стандартные формулы выражения: клише, штампы, стереотипы, легко узнаваемые и опознаваемые в ораторской речи.
Эти задачи построения речи, которая должна служить эффективным средством воздействия на массу, манипулирования ею, совпадают с общими принципами, регулирующими поведение харизматического лидера — дать новую и хорошо структурированную информацию. Однако есть и специфика: и информация (набор понятий), и ее структура (способ представления) должны быть УПРОЩЕНЫ, т. е. а) минимизированы и б) стандартизированы.
Какие же специальные риторические средства используются в этой риторической модели для выполнения задачи упрощения речи, смыслового и формального?
Это, во-первых, фигура антитезы и прием контраста.
Минимизировать набор понятий можно легче всего, выделив в нем две основных смысловых противоположности, "бинарную оппозицию" смысловых величин. Например, в фашистской риторике: господствующая/ подчиненные расы, арийцы/ неарийцы, сильный/ слабый, здоровый/ больной, нацизм/ коммунизм и пр. Из ряда понятий, связанных по смыслу, таким образом, выбираются два противопоставленных, а остальные "опускаются", игнорируются.
Продолжим для иллюстрации начатую выше цитату из "Майн кампф": "Самое главное... — окрашивать все вещи контрастно, в черное и белое".
Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .