Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

В "Майн кампф" читаем: "Искусство действительно великого народного вождя во все времена состоит в первую очередь в том, чтобы не распылять внимание народа, но постоянно концентрировать его на единственном противнике" . "Гениальность великого вождя должна даже противоположных друг другу врагов представлять только как принадлежащих к одной категории... В сознании наших приверженцев борьба должна вестись только против одного врага. Это усиливает веру в собственную правоту и озлобленность против тех, кто на нее покушается".
Таким образом, видно, насколько в риторике фашизма осознанно, отрефлектированно происходит "обработ-
130
ка понятийного содержания идеологии и представляющей ее пропаганды, политической речи: из ряда реальных, потенциальных или воображаемых врагов выбирается один: евреи, марксисты или католическая церковь ("Майн кампф"). Так, в публичном воззвании к национал-социалистам Гитлер, уже рейхсканцлер, перед выборами . в рейхстаг пишет в феврале 1933 г.: "Враг, который 5 марта должен быть низвержен, — это марксизм! На нем должна сосредоточиться вся наша пропаганда и вся наша предвыборная борьба".
4. Апелляция к чувству и убеждение с помощью веры. Для риторики фашизма и для речи харизматического нацистского лидера характерна асимметрия в соотношении аргументов ad rem и ad hominem. В этом отношении Гитлер и его соратники как бы полностью принимают позицию софистов, выраженную в риторических взглядах Горгия. Риторика — мастер убеждения с помощью веры, а не знания, с помощью обращения к чувствам, а не к разуму — такова позиция Горгия в одноименном диалоге Платона.
В самом деле, Гитлер в "Майн кампф" постоянно напоминает: "Чем скромнее ее (пропаганды) научный балласт, чем исключительнее она принимает во внимание только чувства массы, тем полнее успех", — или подчеркивает, что необходимо учиться даже у враждебной католической церкви влиять на людей: имеет значение и обстановка, и ритуал, "даже время дня, в которое произносится речь". "Предпочтительнее вечер, — комментирует свои наблюдения над текстом "Майн кампф" Е. Ржевская, поскольку утром человек бодрее, энергичнее, а "речь идет об ослаблении свободной воли людей", которых нужно подчинить "властительной силе сильнейшей воли". Таким образом, манипулирующий характер как софистической, так и фашистской риторики проявляется в воздействии на чувство и волю адресата, тогда как свободная риторика, отказываясь от манипулирования, видит в адресате достойного и в принципе равного партнера — равного, т. е. обладающего разумом и интеллектом. Риторика же фашизма прежде всего стремится достигнуть фидеистического (основанного на вере) согласия массы.
131
Недаром апелляция к чувству и направленность на веру адресата сделала фашизм чем-то родственным религии, постепенно же нацизм как новая вера утвердился прочно и вошел в прямой антагонизм с католичеством и церковью.
"Лишь духом, а не рассудком" призывал Геббельс побеждать. "Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм", — пишет Гитлер в "Майн кампф".
"Новая религия" — национал-социализм — требует проповеди. Масса; толпа получает, однако, не просто и не столько проповедь, сколько оргиастическое действо: пробужденные чувства толпы, которой манипулирует нацистский оратор, доводят обоих — говорящего и массу— до безумия: "10 февраля 1933 г. ...Фюрер был принят неистовой овацией. Он произнес изумительную речь с резкими нападками на марксизм. В конце он впал в редкий, неправдоподобный ораторский пафос и закончил словом "аминь!"
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТИНКТОВ ТОЛПЫ

Обращение не только и не столько к чувствам, но именно к примитивным инстинктам толпы в риторике нацизма осуществляется при осознанном использовании следующих основных инстинктов "зверочеловека, объединенного в массу".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .