Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

1. Потребность в социальном сплочении. Человеческий индивид испытывает экстатический восторг, ощущая себя членом группы. Древние механизмы создания этого особого воодушевления — общность ритма движения, песни. В "Майн кампф" Гитлер поэтому утверждает: "Массовые собрания необходимы", чтобы человек ощутил, что он "член и боец всеохватывающей корпорации". На таком собрании человек "захвачен мощным воздействием внушающего гула и воодушевления трех-четырех тысяч других людей... Он сам подпадает под колдовское влияние того, что мы обозначаем словом "самовнушение"... Человек, пришедший на такое собрание сомневаясь и колеблясь, покидает его внутренне укрепленным: он стал членом сообщества".
132
Как видим, сама массовость действа, объединяющего толпы единым чувством и единым ритмом, выступает как фактор убеждения.
2. Удовлетворение инстинкта пола в нацистской риторике с помощью отождествления оратора с "мужским", а толпы — с "женским" началом. Это происходит в процессе массового действа — слушания публичной речи политического лидера. Кроме того, лидер, как бы олицетворяющий мужественность, постоянно внушает толпе, что и каждый ее член, объединяясь с ним, выполняет роль "сильного мужчины" или ("сильной женщины"). Все же противники, все враги-—"слабые", "бабы". Парадоксальность этого странного сочетания не делает его менее реальным.
Для "обаяния" харизматического лидера нацизма — Гитлера — характерно не менее парадоксальное сочетание "женского коварства", "капризности", как бы "непредсказуемости" в отношениях со своими ближайшими соратниками, которых он таким образом и привлекал, и держал в постоянном напряжении, подобно кокетливой женщине, с претензиями на роль "сильного мужчины" — социальную и речевую.
"Потрясающая духовная личность, — пишет о Гитлере Геббельс. — Никогда не знаешь, что ждать от его своенравия". "Не одному лишь Геббельсу импонирует своенравие Гитлера, — замечает Е. Ржевская, — оно тоже входит в набор представлений его окружения о диктаторе, который должен быть непознаваем".
"Гитлер был виртуоз власти, — писал М. Штюрмер. — Он умел сочетать ледяное отчуждение и экстатическое объединение. Эта двойссгвенность была инструментом его власти. Он сохранял дистанцию со всеми: с собственной партией, с традицией, с политикой, с армией, с церковью и промышленностью. Никто из помощников и сообщников не знал, как он его встретит завтра: ни старые товарищи, ни черные паладины, ни дамы из общества, ни генералы". Сравним это наблюдение с выводом Ф. Эрик-сона о стратегиях риторического (речевого) поведения лидера группы подростков: в воздействии на слушателей он тоже использует две стратегии — "стратегию отстранения", "холодного манипулирования" и (или) стратегию
133

"искреннего", "доверительного" самораскрытия ("стратегию близости"). Такое сочетание противоположных стратегий характерно для обаяния и кокетливой женщины, и харизматического лидера.
3. Потребность в доминировании и власти. Люди толпы, массы, собираясь для слушания речей нацистских лидеров, кроме всего перечисленного, упивались также и иллюзией "приобщения к власти", которую умело создавали у них фашистские главари-ораторы. С помощью "формул идентификации" (Мы, немцы.... Мы, солдаты, пр.) и других приемов оратор как бы "делился" своей властью с толпой или приобщал ее к своему желанию завоевать власть. Обещания господства над миром, постоянные напоминания в речи о том, что слушающие принадлежат к "сильной" расе, арийцам, призванным властвовать и имеющим естественное право властвовать, что они господа "по праву" крови, прирожденные властители, постоянные указания на "низшие" расы как на рабов, настоящих и будущих, непрерывное внушение превосходства — все это было сильнейшим соблазном для "маленького человека" с неудовлетворенной потребностью власти. Для удовлетворения именно этой потребности и служили преимущественно те термины иерархии, на которых мы останавливались в прошлой лекции, анализируя семантические поля и ключевые слова нацистской риторики.

дополнительная информация здесь

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .