Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Вся эта публика собралась не для чего иного, как для решения вопроса: "Как жить?" Нашего современника может поразить, что в Афинах этого периода столь общая мировоззренческая проблема ставилась и решалась не иначе как вопрос: "Что такое риторика?" Итак, "как жить?" и "что такое риторика?" — вот на какие вопросы отвечает Платон в диалоге "Горгий".
Для собеседников же в этом диалоге такая связь названных выше вопросов более чем естественна, как, впрочем, не должна она удивлять и нас — их культурных наследников и последователей.
Вот как определяется связь риторики и образа
14
жизни, модели красноречия и модели нравственности в книге А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи: "Правильное, закономерное на первых порах стремление софистов изучить механизм логический, убедительной мысли и тем самым дать человеку в руки важное орудие в превратностях частной и общественной жизни постепенно перешло в увлечение внешними словесными эффектами, в беспредметную рИторику (выделено мною — A.M.). Главное то, что для софистов человек был мерилом всей окружающей жизни, значит, он мог в своих личных, часто корыстных целях действовать без всякого ограничения, невзирая на мораль. Все было позволено, и все моральные нормы оказывались относительными, зависящими от того, как воспринимает их софистически воспитанный человек".
Такова этико-риторическая позиция софистов, ярко отраженная в тексте диалога "Горгий" — позиция, с которой спорит в этом и других платоновских диалогах Сократ. Итак, диалог "Горгий" интересен прежде всего постановкой и решением этических проблем красноречия.
Рассмотрим эти проблемы и способы их решения, предлагаемые софистами с одной стороны и Сократом — с другой. Заметим, кстати, что эта борьба мнений в платоновских диалогах представляет собой агон — состязание, такое же, как в аттической комедии, — драматический спор, по словам А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи, "борьба двух противоположных идей, которые защищают соперничающие стороны, причем борьба азартная, страстная". В диалоге "Горгий" агон носит непримиримый, враждебный характер, и до конца участники диалога так и не приходят к согласию.
Проанализируем следующие основные вопросы, которые составляют существо спора об этике речи и этике жизни в диалоге:
1) определение красноречия;
2) риторика как нравственный выбор;
3) риторика как образ жизни;
4) риторика как судьба.
Начнем с того, как Горгий и Сократ рассуждают о сущности красноречия.
Собеседники соглашаются в одном: красноречие есть
15
"мастер убеждения", и предметом убеждения для него служат "справедливое и несправедливое".
Однако Сократ замечает, что убеждать можно по-разному: или "внушая веру в справедливое и несправедливое", или "сообщая знание о том, что справедливо, а что нет". На различии "веры", которая "может быть и истинной, и ложной", и "знания", которое может быть "только истинным", и основано противоречие в определении красноречия у Горгия и у Сократа.
Софист настаивает на том, что цель красноречия — "внушать веру", т. е., по сути, манипулировать адресатом. Сократ противопоставляет этому свое понимание целей риторики как дисциплины и деятельности: она должна не внушать веру, а "поучать, что справедливо и что нет". Цель красноречия — истина об обсуждаемом предмете, предмете речи, именно такая риторика дает подлинное благо людям и обществу и потому является настоящим искусством, тогда как риторика софистов, манипулируя слушателем с помощью формальных приемов, льстя им, угождая им, есть не искусство, а простая сноровка, основанная на лжи и лицемерии, и потому не благая, а пагубная, не приносящая настоящей пользы, а доставляющая низменное удовольствие. Таким образом, проблема этического выбора включается в диалоге в само определение красноречия. Риторика софистов обращена к толпе и играет на ее инстинктах, риторика Сократа апеллирует к свободному гражданину, aner politicos, действующему на благо своего государства. Видим, что и адресат в этих двух противопоставленных моделях красноречия разный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .