Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Итак, можно заключить, что риторика фашизма "убеждает с помощью веры" (Платон. Горгий) и манипулирует адресатом, апеллируя не к разуму, а прежде всего и почти исключительно к чувствам и примитивным инстинктам. В связи с этим выводом отметим, что средства убеждения в речах И. Сталина значительно отличаются: в них используются как раз прежде всего рациональные аргументы, правда, довольно примитивные и во всяком случае всегда упрощенные, чтобы быть понятыми широкой массой.
5. ДЕМАГОГИЯ
Демагогия для фашистской риторики, как и вообще в тоталитарной риторической модели, не исключение, а правило. Сравните хотя бы начало и конец "завещания"
134
Гитлера, о котором говорилось в прошлой лекции: начинается оно с утверждения о миротворческой цели и роли автора, а кончается цитатой из "Майн кампф", вновь призывающей к завоеванию земель на Востоке для Германии.

Лекция 11

СТРУКТУРА РИТОРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФАШИЗМА

1. РИТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГИТЛЕРА
О многих особенностях риторического стиля Гитлера мы уже упоминали в предшествующем изложении. Остановимся теперь на тех, которые остались пока вне наше-, го внимания.
1. Акустика речи, мимика и жестикуляция. Как верно заметил Геббельс, Гитлер являл собой "удивительное триединство жеста, мимики и слова". Все основные признаки акустики речи и кинесики у Гитлера можно охарактеризовать как "преувеличенные", "гипертрофированные" черты речевого поведения лидера харизматического типа. Впрочем, можно согласиться с Е. Ржевской, что "утрированность — в самой природе фашизма, как, впрочем, и любой тоталитарной системы". Именно утрированность, "контрастность", "резкость" характеризуют речевое поведение ее лидеров, причем на всех уровнях и во всех компонентах этого процесса.
Первое, что обращает на себя внимание, — это эмоциональность речевого поведения, доходящая к концу речевого события "по нарастающей" до неистовства, которое трудно даже назвать пафосом.
Акустику речи Гитлера отличают "резкие фронты" — резкие перепады интенсивности (громкости) и частоты (тона) голоса. (Это воспринимается слушдтелем как выкрики.)
135
Интенсивность (громкость) голоса вообще очень велика (оратор не говорит, а прямо кричит, вспомним замечание Геббельса после неудачной речи Гитлера в Берлине "Перекричал самого себя"). Голос оратора поднимается до вопля, причем пронзительность увеличивается по мере возбуждения. Значительная громкость и высокая частота звука голоса в речевом общении человека являются сигналами не только эмоционального возбуждения, но и агрессивности. Речь, агрессивная по смыслу, таким образом, и звучит агрессивно.
Звуковой рисунок речи фашистского главаря неровен, неспокоен, даже ритмичность то и дело сменяется пере-бивами ритма, образуя и тут эффект контраста.
Удивительно интересно сообщение, которое сделал Е. Ржевской директор Берлинского городского архива Шмидт, передавая свое впечатление от звучания голоса Гитлера: "Он говорил со странным акцентом, словно пришелец с баварских гор. И эта окраска голоса сообщала какую-то горнюю отдаленность фюрера от привычного, обыденного, словно он обращался из какого-то иного мира, внушала нечто мистическое".
"Так поддаться немцы могли только человеку из Ниоткуда", — пишет Голо Манн, историк, сын Томаса Манна. — Я подумала: и нам есть что вспомнить о произношении нашего горца, усиливавшем дистанцию непознаваемого, которая нужна диктатору", — рассуждает Е. Ржевская. Итак, даже акцент речи, ее звучание — иное, не такое, как , у всех, "работали" на становление харизмы у Гитлера.

Нужно поднять дом: подъем дома обращайтесь: 8 (812) 981-31-61.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .